ПЕЙЗАЖ
В ЛИРИКЕ Б. ПАСТЕРНАКА
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Б. Пастернак
Пейзаж — неизменная часть практически
всей поэзии. Сам Маяковский, пренебрежи-
тельно отозвавшийся в своей автобиографии
о природе как вещи «неусовершенствован-
ной», впоследствии склонился перед ней
«стихотворно». Русская поэзия трех веков
не мыслима без пейзажа. Разными поэтами
описания картин природы использовались в
различных целях, каждый из них вкладывал
свое, особое содержание в эту тему. Новой
стороной оборачивается пейзаж и в лирике
Пастернака.
Нельзя сказать, что большая часть стихов
Б. Пастернака по жанру своему — пейзаж-
ные. В его лирике практически нет чисто
«пейзажных» произведений. Однако многие
из названий его стихотворений как будто от-
сылают нас к этому виду поэзии: «Осень»,
«Август», «Зимняя ночь», «В лесу», «Июль-
ская гроза». Для понимания подобного рода
несоответствия нужно хорошо знать, чем бы-
ла природа для Пастернака.
Основные темы поэзии автора — любовь,
творчество, природа — не существуют в его
стихах раздельно. Они переплетаются и
сливаются воедино ввиду целостного автор-
ского подхода к миру. В мире живет все, что
в нем есть, природа, таким образом, ничем
от прочих элементов мироздания не отлича-
ется. Да, ей присуща большая толика жиз-
ненной силы, но она не уникальна в этом от-
ношении:
И сады, и пруды, и ограды,
И кипящее белыми воплями
Мирозданье — лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.
Тем самым утверждается полное единст-
во, подобие всех форм жизни. В их ряду и
имеет место быть природа.
Отсюда вытекает и место и назначение пей-
зажа в лирике Пастернака. У него все не так,
как у мастера стихотворного пейзажа Тютчева.
Последнему приходилось доказывать, что «не
то, что мните вы, природа... в ней есть душа...».
Тютчев одухотворяет природу — человечес-
ким духом, он делает ее параллелью к челове-
ческим страстям:
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Тютчев остро чувствует противоборство,
таящееся в природе. Кроме того, именно он
расширил границы природного до масштабов
космического, и это, пожалуй, единственное
совпадение (хотя и не случайное) восприятия
природы у него и у Пастернака. Для Пастер-
нака бесспорна духовность всего сущего, ибо
оно существует по единым для всего законам
любви — настолько бесспорна, что дается в
его творчестве как нечто само собой разуме-
ющееся. И не разрешимых коллизий, проти-
востояний у него также нет.
Природа — один из многих обликов жиз-
ни, почти, пожалуй, равный ей, но все же не
полностью тождественный. Поэтому пейзаж
в поэзии Пастернака так тщательно и с лю-
бовью «перемешан» с обиходом. Он одомаш-
нен, приручен:
874
Гроза в воротах! На дворе!
Преображаясь и дурея,
Во тьме, в раскатах, в серебре,
Она бежит по галерее.
У Пастернака нет резкого противопостав-
ления природы и города, как, скажем, в ли-
рике Есенина; тем более нет у него и того не-
приятия мира природного, которое свойст-
венно поэзии Маяковского.
Природа выступает у автора как мощное
восстанавливающее силы души начало. Нео-
быкновенно точно и полно говорят об этом
следующие строки:
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал.
Возникает ощущение, что у Пастернака
в стихах все — о природе. Почти в каждом
стихотворении явлена она нам — наряду с
прочим. Читая лирику автора, поражаешься
его специфическому видению мира, которое
проявляется в его образах, сравнениях, мета-
форах. Он пишет:
Как бронзовой золой жаровень,
Жуками сыплет сонный-сад,
Предмет мира природного сравнивает-
ся с предметом обихода. Еще один пример
подобного рода — сравнение шелка со
льдом:
И рыхлый,
Как лед, трещал и таял кресел шелк.
Такие образы в поэзии Пастернака делают
затруднительным ответ на вопрос, насколько
то или иное стихотворение можно считать
«пейзажным».
Иногда поэт совершенно выбивается из
привычного нам восприятия и описания пей-
зажа. Стихотворение «Ветер» написано как
будто в совершенно привычной нам по твор-
честву других поэтов манере: за стенами до-
ма дует ветер. Однако он раскачивает не
только лес, но и дачу! Тем самым дом при-
равнивается к лесу, к деревьям. Сравнение
с деревом вновь проявляется в стихотворе-
нии «Сосны»:
И вот, бессмертные на время,
Мы к лику сосен причтены...
Марина Цветаева некогда сравнила Пас-
тернака с деревом, добавив, что чтобы ни пи-
сал поэт — это всегда природа, «возвраще-
ние вещей в ее лоно».
Носителем природного начала в лирике
Пастернака выступает женщина. Ее красота,
естественность, таящаяся в ней способность
давать жизнь другим делают женщину ближе
к природе. В стихотворении «Любить иных —
тяжелый крест» героиня — из числа таких же
«основ» жизни, что и весна:
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Обычно в поэзии других поэтов пейзаж-
ные описания сопровождаются, хотя бы в не-
которых стихах, вопросами о развитии при-
роды, о ее начале и конце, о месте человека
ней. Пастернак же пишет:
Не надо толковать,
Зачем так церемонно
Мареной и лимоном
Обрызнута листва.
Чувство благоговейного восхищения пе-
ред жизнью во всех ее формах не покидало
Пастернака всю его жизнь. Природа, ее по-
этическое восприятие и отражение в лири-
ке, то есть то, что мы понимаем под словом
«пейзаж», составляют один из основных мо-
тивов его творчества. Внимание поэта —
пристальное, не упускающее ни малейших
подробностей, деталей — практически в
каждом его стихотворении обращено к пре-
красному ,миру природы: лето и осень, снег
и дождь, леса и луга, горы и моря, деревья
и травы воспеты им с интонацией радостно-
го восторга. Пастернак не выбирает и не
разделяет природу на привычную глазу и
экзотическую, на живую и неживую. Она
вся в равной степени существует для него.
Она входит в его поэзию наравне со всеми
другими родами жизни и наравне с самим
поэтом. Она исцеляет, она же становится
неиссякаемым истоком, причиной поэзии:
у Пастернака февраль — повод для того,
чтобы «достать чернил и плакать, писать
о феврале навзрыд». Она является основой
и целью бытия:
Я понял жизни цель и чту
Ту цель, как цель, и эта цель —
Признать, что мне невмоготу
Мириться с тем, что есть апрель.