ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОИ А. БЛОКА
(вариант 2)
Имя Александра Александровича Блока
тесно связано в сознании читателей с сим-
волизмом. Это литературное течение, придя
в Россию из Западной Европы на рубеже
884
XIX и XX веков, обогатившись достижения-
ми русской стихотворной традиции, дало ли-
тературе множество замечательных произ-
ведений, среди которых поэзия Блока. Обра-
зы, созданные им, занимают особое место.
Своеобразие позиции поэта во многом
уже проявилось в первые годы его творчест-
ва. Характерно в этом отношении стихотво-
рение «Фабрика». С одной стороны, обраще-
ние поэта-символиста к реальности, к соци-
альной тематике уже говорит само за себя.
С другой стороны, символика стихотворения
также весьма показательна. Стихотворение
рисует три образа: собравшихся у ворот лю-
дей, кого-то недвижного, черного, считающего
пришедших, и, наконец, лирического героя,
говорящего: «Я вижу все с моей вершины...».
Нахождение на вершине — это как бы на- -
чальная точка творчества самого поэта, из
которой он шел вместе со своим лирическим
героем к реализму.
Ранние стихотворения Блока связаны с
образом Прекрасной Дамы. Его раскрытию и
постижению поэт посвятил целый цикл сти-
хов. Перед читателем открывается особый
мир влюбленного человека, влюбленного по-
эта (ведь не секрет, что этот цикл был по-
священ Любови Дмитриевне Менделеевой,
жене поэта). Поэт преклоняется перед идеа-
лом красоты и женственности и ощущает
себя рыцарем, отдающим жизнь служению
своей Даме. В стихотворении «Вхожу я в
темные храмы...», поводом для создания ко-
торого стала встреча Блока с Л. Д. Менделее-
вой в Исаакиевском соборе, перед лирическим
героем появляется образ, который сравним
с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей
прелести чистейший образец». Лирический
герой этого периода творчества Блока —
романтик, для которого любовь — высшая
ценность.
Образ-символ получил другое освещение
в стихотворении, ставшем символом самого
поэта, — «Незнакомке». Тему этого стихотво-
рения можно определить следующей фразой:
идеал приходит в соприкосновение с оттал-
кивающей реальностью. Эту двойственность
поэт отразил и в композиции произведения:
оно делится на две части. Первая часть про-
низана настроением ожидания «друга един-
ственного» — мечты, идеальной Незнакомки.
Но место встречи с ней — трактир. Умело
нагнетая описанием пейзажа, использовани-
ем звукового ряда ощущение пошлости про-
исходящего, автор мотивирует состояние ли-
рического героя. Появление Незнакомки во
второй части на время преображает действи-
тельность для героя, что в художественном
плане выражается в перемене всех оценоч-
ных эпитетов, образов природы на противо-
положные. Они как бы освещены с другой
стороны. Итог же — возврат в реальный мир,
невозможность спрятаться в забытьи. Един-
ственное возможное — продлевать его: «Ты,
право, пьяное чудовище, я знаю — истина
в вине».
В этом стихотворении проявляется тон-
кий психологизм в раскрытии образа лири-
ческого героя, смена его состояний очень
важна для Блока. Разработка подобных об-
разов в малой стихотворной форме все же не
давала возможности полно раскрыть их вну-
тренний мир, эволюцию во времени. Это уда-
лось сделать в поэме «Соловьиный сад». Ос-
нова сюжета этой поэмы — неизбежность
возврата лирического героя из мира сладких
грез и любви в реальность. Герой обретает
новое, общечеловеческое значение. Так, мно-
гие образы поэмы имеют библейское звуча-
ние. На осле ехал Иисус, чтобы указать пра-
ведный путь, истину. Хозяйка сада — это
Ева. Сад и остальной мир разделены только
оградой, но, войдя в него, лирический герой
теряет свое место в той жизни, куда он по-
том неизбежно должен вернуться.
В поэме решаются философские пробле-
мы: выбора жизненного пути, любви. Герой
обогащен новым знанием, но он и опустошен
беззаботным счастьем.
Опустошенный жизнью, с нелегкой судь-
бой человек — герой стихотворения «О до-
блестях, о подвигах, о славе». Это стихотво-
рение автобиографично. Ведь незадолго до
его создания Блока покинула жена. Поэтому
становится ясна неразрывная связь лири-
ческого героя с самим поэтом. В каждом его
стихотворении этот образ несет не только
конкретную лирическую нагрузку, но и ста-
новится провозвестником общечеловеческих
идей, вечных ценностей. Но Блок не уходит
и от конкретных, реальных событий. В син-
тезе реального и идеального, в отражении
885
внутреннего мира поэта во всей его глубине
и состоит сущность лирического героя. Он пол-
ностью отразил эволюцию поэта, при этом
сам многократно изменяясь.