СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ
В ЛИРИКЕ А. БЛОКА
Пускай зовут: забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет? Лучше сгинуть в стуже
лютой!
Уюта — нет. Покоя — нет.
А. Блок
Поэтическое творчество А. Блока — одно-
го из величайших поэтов в истории русской
лирики — было насыщено духом современ-
ной ему эпохи, противоречивой, тревожной,
пронизанной ощущением близкой катастро-
фы. Его поэзия стала воплощением духовных
исканий русской интеллигенции того време-
ни, разочарованной в вековых идеалах, нена-
видящей настоящее, жаждущей обновления.
Надо сказать, что герой ранних произведе-
ний Блока, к примеру, цикла о Прекрасной
Даме, предстает несомненным индивидуа-
листом, далеким от жизни общества. Воз-
вышенная любовь к идеальной деве не ос-
тавляет места для политических страстей.
Но затем, сформировавшись как поэт, Блок
открыл для себя мир внешний, мир «бурь
и тревог» своего времени — ибо настоящий
художник не может стоять в стороне от жиз-
ни, не может быть вне времени и вне прост-
ранства.
По словам самого Блока, чувства каждого
истинного поэта, а значит, и вся его поэзия,
вплоть до ритма и размера его стихов, «вну-
шены его временем». Стихи самого, казалось
бы, отвлеченно-символического характера ча-
сто обусловлены событиями жизни.
«Все ли спокойно в народе?» — так, в
форме вопроса, звучит название одного из
ранних стихотворений Блока. Народ неспоко-
ен — он «власти не хочет», он говорит «о но-
вой свободе». Неопределенность, неясность,
условность поэтической ситуации отражают
характерную для Блока поэтику символиз-
ма. Эти стихи еще нельзя отнести к собст-
венно гражданской лирике, но уже в них
проявляется процесс зарождения в творче-
стве поэта социальных мотивов. Впервые же
они остро и четко представлены в стихотво-
рении «Фабрика». Картина фабричной жиз-
ни также обрисована в символистских тонах,
но тем не менее социальная направлен-
ность произведения не оставляет сомнения,
и она — в противопоставлении мира рабо-
чих и мира хозяев:
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
Для стихотворения «Из газет» Блок взял
подчеркнуто прозаическое название: перед
нами — случай из жизни. И хотя автор ни-
чего не говорит о причинах самоубийства ге-
роини, но очевидно, что это еще одна жертва
«страшного мира».
«Поднимались из тьмы погребов» — сти-
хотворение о пробуждении в народе недо-
вольства, желания изменить свою жизнь.
Что будет с теми, кто смотрит на происходя-
щее из окон экипажей? Что будет с героем и
его средой? Поэт без страха глядит на дви-
жение потока:
Пусть нас заменят новые люди.
Гнева и презрения к обществу, которому
чужды идеалы и красота, исполнено стихотво-
рение «Я вам поведал неземное». Герой на-
прасно ищет в мире проявлений высокого духа:
Я вижу: ваши девы слепы,
У юношей безогнен взор.
В 1905 году Блок пишет два стихотворе-
ния, в которых он в поэтической форме вы-
ражает идею свержения самодержавия как
историческую необходимость. Предчувствие
близкой катастрофы усиливается с помощью
повторов оборотов «еще» и «еще не»: «Еще
прекрасно серое небо, еще безнадежна серая
даль...», и во втором стихотворении: «И голос
черни многострунный еще не властен над
Невой».
«Сытые» — образец социальной сатиры,
в котором автор рисует мир «важных чрев».
Их жизнь скудна и скучна. Блок сравнивает
ее с прогнившим хлевом, обреченным на раз-
891
рушение. Знаменательно, что герой не ратует
за революционное насилие, предлагая иной,
«естественный» выход:
Пусть доживут свой век привычно —
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям — неприлично
Их старой скуке подражать.
Чувство разочарования в революционном
движении, горечь поражения определяют зву-
чание последующих стихов Блока. Он горько
замечает:
Так. Буря этих лет прошла.
Мужик поплелся бороздою.
Но еще долго в поэзии его будут звучать
призывы:
Эй, встань и загорись и жги!
Эй, подними свой верный молот...
Мир поэзии Блока — это мир города, мир
Петербурга. Городские пейзажи, картины и
в жизни горожан передают общую атмосфе-
ру эпохи. Город не только фон, но и действу-
ющее лицо. В творчестве Блока, продолжаю-
щего традицию европейского символизма, он
предстает как душа всего мира, его сущность.
Город полон повседневной прозы, питающей
поэзию, на его улицах звучит то многоголо-
сие, которое освежает язык литературы. Сю-
жет блоковских стихов во многом определя-
ется ситуацией города. Его Петербург («все-
мирный город», как называет его сам автор)
тоже в какой-то степени город-спрут, уроду-
ющий судьбы людей:
Да и меня без всяких поводов
Загнали на чердак.
Никто моих не слушал,доводов,
И вышел мой табак.
Отверженные его поэзии — обитатели
подвалов и чердаков:
Что на свете выше
Светлых чердаков?
Вижу трубы, крыши
Дальних кабаков.
Город — место, где гибнут люди, где чело-
век обречен на тяжкий труд, нужду, болезни.
И в то же время город — обитель «сытых»,
нищих духом. Примечательно, что в стихотво-
рении «Поэты» Блок выносит место действия
за пределы города:
За городом вырос пустынный квартал
На почве болотной и зыбкой.
Там жили поэты...
Тем самым автор открыто противопостав-
ляет два мира — мир обывателей и мир лю-
дей искусства:
Ты будешь доволен собой и женой,
Своей конституцией куцей,
А вот у поэта — всемирный запой,
И мало ему конституций!
В 1917 году Блок пишет:
Да. Так диктует вдохновенье,
Моя свободная мечта.
Все льнет туда, где униженъе,
Где грязь, и мрак, и нищета.
Поэт романтического склада, Блок про-
возглашает: «В эпохи бурь и тревог душа по-
эта также преисполняется бурей и тревогой».
И всем своим творчеством он стремился до-
казать'это. Он остро чувствовал наступление
катаклизмов в жизни страны. Всем телом,
всем сердцем он вслушивался в гул эпохи.
Его поэзия — результат этого процесса миро-
восприятия. В ней нам явлен образ мира, где
нередко царит нищета и несправедливость,
злоба, насилие, рабство, где страданиями од-
них достигается сытость других. Общий па4юс
поэзии Блока можно определить как романти-
ко-революционный, — конечно, с символист-
ским уклоном. И, хотя его произведения да-
леки от революционно-агитационной лирики
Маяковского, сам поэт всегда на стороне сла-
бых и страдающих.