БОРЬБА ДВУХ МИРОВ.
В ПОЭМЕ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»
Александр Блок прошел огромный путь от
камерного поэта, воспевавшего «розовое обла-
ко грез» и «милого воина», «одетого в серебро»,
до создателя поэмы «Двенадцать», с огромной
силой выразившего страшную «музыку разру-
шения» и тоску по другой музыке, музыке
«нового века», который «взойдет средь всех
несчастных поколений»
Поэма «Двенадцать» — одно из самых
сильных и современных произведений рус-
893
ской поэзии начала XX века. Это непредвзя-
тый, объективный дневник революционных
событий.
В основе произведения — конфликт ста-
рого и нового, борьба двух «миров». Поэт вы-
ступает за созидание в революции, а не за
разрушение. Его влечет поэзия революции,
но, пугает русский бунт, от которого предо-
стерегал еще Пушкин.
Поэма «Двенадцать» построена на кон-
трастах: «Черный вечер. Белый снег. Ветер,
ветер!». Контрастны по своему изображе-
нию «буржуй на перекрестке», «невеселый
товарищ поп» и идущие «двенадцать». Ав-
тор сочувственно относится к красноармей-
цу Петрухе, который не вор, не убийца. Он
идет сокрушать старый мир. «Стоит бур-
жуй, как пес голодный, стоит безмолвный,
как вопрос, и старый мир... стоит, поджавши
хвост».
Ничто не может противостоять стихии
народной революции. Но созидание сложнее
разрушения. Нравственно-эстетический кон-
фликт поэмы — столкновение добра и зла,
будущего и прошлого в самих людях. На
авансцену вышли прежде всего обездолен-
ные и униженные. Автор сочувствует им. Но
каждый ли способен выдержать экзамен на
звание нового человека? Революция Блока —
революция с человеческим лицом, а не кро-
вавая вакханалия. Революция Блока несет
добро и справедливость, потому что «нежной
поступью надвьюжной, снежной россыпью
жемчужной, в белом венчике из роз — впе-
реди — Исус Христос».
Последняя фраза вполне поясняет рево-
люционный триумф в христианском понима-
нии поэта. В конце поэмы мы видим уже не
«голытьбу», а революционный народ, идущий
в будущее «державным шагом».
В этом произведении показано восприя-
тие Октября интеллигентом. Не будучи рево-
люционером, соратником большевиков, «про-
летарским» писателем или «выходцем из ни-
зов», Блок принял революцию, но принял
Октябрь как роковую неизбежность, как
неотвратимое событие истории, как созна-
тельный выбор русской интеллигенции, при-
близившей тем самым великую националь-
ную трагедию.
Отсюда его восприятие революции как
возмездия старому миру. Революция — это
возмездие бывшему господствующему клас-
су, оторванной от народа интеллигенции, ра-
финированной, «чистой», в значительной
степени элитарной культуре, деятелем и
творцом которой он был сам.