РОЛЬ СИМВОЛОВ В ПОЭМЕ
А. БЛОКА«ДВЕНАДЦАТЬ»
Отношение Александра Блока к Ок-
тябрьской революции было неоднозначным.
Он воспринимал ее скорее не как историче-
ское событие, повлекшее за собой смену об-
щественного уклада, а как событие, напол-
ненное мистикой. Как борьбу нового мира со
старым. Эта особенность восприятия поэтом
революции и отразилась в его поэме «Две-
надцать».
Известно, что Александр Блок был од-
ним из талантливейших поэтов-символистов.
И в поэме «Двенадцать» революция описана
Блоком не прямо, а при помощи символов.
Она представляется в виде ветра, ветра пе-
ремен, сносящего все старое и несущего но-
вую жизнь:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем Божьем свете.
Символы являются в поэме основным сред-
ством изображения. Они многообразны и раз-
личны, и все глубоки по смысловой нагрузке.
Например, старый мир Блок сравнивает с без-
родным псом:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Старый мир представлен в поэме еще не-
сколькими образами-символами: барыней в
каракуле, старушкой, невеселым «товарищем
попом», «писателем, витией».
Надо сказать, что символика поэмы «Две-
надцать» не только образная, нф',й цветовая.
Черный вечер, черное небо иЩ^рная, чер-
ная злоба в груди» — эти симвойй»! помогают
нам со всей остротой представить, какая зло-
ба накопилась у тех двенадцати, которые
идут по улице. Черный цвет говорит нам и о
жестокости замыслов этих людей, которые
готовы из-за своей ненависти на все. Души
двенадцати черны, пусты и холодны.
А белый снег — это символ новой жизни,
очищения. И, что обращает на себя внима-
896
ние, он падает с черного неба, из черных туч.
Это тоже глубоко символично. Поэт хочет ска-
зать, что новая жизнь придет из самых «чер-
ных» глубин. Из тех глубин душевной пустоты
двенадцати, которым «ничего не жаль». Белый
цвет используется Блоком для выражения
его мысли о способности революции очистить
старый мир от всего грязного — поэт в это
искренне верил.
Блок показывает и двойственность по-
ступков двенадцати. С одной стороны, они
идут к новой жизни, к справедливой распра-
ве с «шелудивым псом», с другой стороны, их
руки омыты кровью реального человека. Бес-
смысленное убийство Катьки — еще одно
подтверждение полной душевной опустошен-
ности. «Эка тьма!» — говорит один из них.
Тьма — это тоже символ, символ тьмы без-
верия. Недаром они радостно скандируют:
«Свобода, эх, эх, без креста!» Что же это за
свобода?
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!..
Ужъ я ножичком
Полосну, полосну!..
Ты, лети, буржуй, воробышком!
Но почему же тогда «В белом венчике
из роз — впереди — Иисус Христос»? Этот
символ поэмы наиболее сложный. Гумилев,
обсуждая с Блоком эту тему, выразил мне-
ние, что это место в поэме кажется ему «ис-
кусственно приклеенным». Блок же на это
ответил: «Мне тоже не нравится конец... Ког-
да я кончил, я сам удивился: почему Хрис-
тос. Но чем больше я вглядывался, тем яснее
видел Христа». Одни связывают присутствие
в поэме этого символа с оправданием Блоком
революции, другие, напротив, утверждают,
что он хотел предупредить о ее страшной
разрушительной силе. Как бы то ни было,
Александр Блок при помощи символа Хрис-
та — Бога и посланника Бога, напоминает
нам о вечных ценностях — добре, красоте,
любви. Они не должны быть забыты людьми
в угоду даже самым справедливым социаль-
ным деяниям.
Роль символов в поэме Блока «Двенад-
цать» очень велика. Если их обобщить, мы
глубже проникнем в смысл поэмы — это не
только борьба нового со старым, но и более
широко — противостояние света и тьмы, до-
бра и зла.
Символы позволяют нам также более яв-
ственно почувствовать описанные поэтом со-
бытия. Удачное художественное воплощение
в поэме революционных событий поставило
это произведение Блока в ряд наиболее яр-
ких и правдивых произведений, посвящен-
ных этой тематике.