ВПЕРЕДИ — ИИСУС ХРИСТОС
(по поэме А. Блока «Двенадцать»)
Поэма «Двенадцать» — одно из самых
сильных и современных произведений рус-
ской поэзии начала XX века. Это непредвзя-
тый, объективный дневник революционных
событий. В основе произведения лежит борь-
ба старого и нового, борьба двух «миров».
Поэт выступает за созидание в револю-
ции, а не за разрушение. Его влечет поэзия
революции, но пугает русский бунт, которого
так боялся еще Пушкин.
Поэма «Двенадцать» построена на кон-
трастах: «Черный вечер. Белый снег. Ветер,
ветер!» Контрастны по своему изображению
«буржуй на перекрестке», «невеселый това-
рищ поп» и идущие «двенадцать человек».
Ничто не может противостоять стихии
народной революции. Но созидание сложнее
разрушения. Нравственно-эстетический кон-
фликт поэмы — столкновение добра и зла,
будущего и прошлого в самих людях, в их
восприятии мира.
На авансцену вышли, прежде всего, обез-
доленные и униженные. Автор сочувствует
им. Но каждый ли способен выдержать экза-
мен на звание нового человека? Революция
Блока — революция с человеческим лицом, а
не кровавая вакханалия.
В этом произведении показано восприя-
тие Октября интеллигентом. Не будучи рево-
люционером, соратником большевиков, «про-
летарским» писателем или «выходцем из ни-
зов», Блок принял революцию, но принял
Октябрь как роковую неизбежность, как не-
отвратимое событие истории, как сознатель-
29 Зак. 269 897
ный выбор русской интеллигенции, прибли-
зившей тем самым великую национальную
трагедию, историческую трагедию.
Отсюда его восприятие революции как
возмездия старому миру. Революция — это
возмездие бывшему господствующему классу,
оторванной от народа интеллигенции, рафи-
нированной, «чистой», в значительной степени
элитарной культуре, деятелем и творцом ко-
торой он был сам.
Александр Блок прошел огромный путь
от камерного поэта, воспевавшего «розовое
облако грез» и «милого воина», «одетого в
серебро», до создателя поэмы «Двенадцать».
С огромной силой выразила эта поэма
страшную «музыку разрушения» и тоску по
другой музыке, музыке «нового века», кото-
рый «взойдет средь всех несчастных поко-
лений».
Революция Блока несет добро и справед-
ливость. По крайней мере, А. Блок в это хо-
чет верить:
Нежной поступью надвъюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Иисус Христос.
Последняя фраза вполне поясняет рево-
люционный триумф в христианском понима-
нии поэта. В конце поэмы мы видим уже не
«голытьбу», а революционный народ, идущий
в будущее «державным шагом». И ведет его —
Христос.