ЧТОБЫ ОТВЕСТИ БЕДУ
(по поэме А. Блока «Двенадцать»)
Иисус Христос Блока, идущий впереди
отряда красногвардейцев, состоявшего из
двенадцати человек, остается одной из зага-
док мировой литературы.
Ведь сам Христос ведет один из отрядов
того самого движения, которое было проник-
нуто глубокой ненавистью ко всему, что свя-
зано с религией.
Может быть, это не Христос, а Антихрист?
Сам Блок писал в своем дневнике: «Страш-
ная мысль этих дней: не в том дело, что крас-
ногвардейцы «недостойны» Иисуса, который
идет с ними сейчас; а в том, что именно Он
идет с ними, а надо, чтобы Другой».
В том же 1918 году появилось произве-
дение Сергея Булгакова «На пиру богов», на-
писанное в виде диалогов платоновского ти-
па. Один из участников диалогов, Беженец,
сравнивает двенадцать красногвардейцев из
поэмы Блока с апостолами: «Ведь там эти
12 большевиков, растерзанные и голые душев-
но, в крови, «без креста», в другие двенадцать
превращаются. Знаете, кто их ведет?» И Бе-
женец декламирует последнее четверости-
шие поэмы.
Но дальше он говорит, что Блок «кого-то
видел, только, конечно, не Того, кого он на-
звал, но обезьяну, самозванца», то есть Анти-
христа.
И все же самому Блоку, может быть, дей-
ствительно и красногвардейцы казались апос-
толами, и вел их, в его глазах, действительно
подлинный Иисус Христос. И цель их поэт ви-
дел в том, чтобы уничтожить зло старого ми-
ра, чтобы создать новый мир, быть может, во-
обще свободный от зла.
Возможно, А. Блок увидел в большевизме
как бы новое христианство, способное сделать
то, что так и не сделало старое — очистить
мир от векового зла. Но большевизм не мог
даже близко подойти к этой великой миссии,
ибо был основан на насилии.
Апостолов нельзя заменить уголовника-
ми. Поэтому новая «звезда Востока» сожгла
не зло, а, наоборот, то доброе, что было в ста-
ром мире, без чего сам А. Блок не мог суще-
ствовать.
Он не пережил своей ошибки. Жизнь авто-
ра «Двенадцати» кончилась в тоске и горе.
Сомнения в том, кто же все-таки идет во
главе красногвардейцев, отразились и в самом
облике этого персонажа. С одной стороны, в
руках у этого непонятного существа кровавый
флаг, что дает основание считать его Анти-
христом. Но на голове у него «белый венчик
из роз». Белый цвет всегда считался цветом
мира. Вспомним Цветаеву:
Белизна — угроза Черноте.
Белый храм грозит гробам и грому.
Бледный праведник грозит Содому
Не мечом — а лилией в щите.
Тема белизны подчеркивается и другими
чертами блоковского Христа — он идет
898
«нежной поступью надвьюжной, Снежной
россыпью жемчужной».
Белизна пронизывает весь облик Христа.
Но флаг все-таки кровавый. Этот контраст
в конце поэмы как бы перекликается с ее са-
мыми первыми строками, подчеркивающими
двойственность всего происходящего:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем Божьем свете.
Так кто же все-таки шел впереди красно-
гвардейского отряда? И еще вопрос: если все
же Христос, то шли красногвардейцы за ним
или стреляли в него, как это предположил
М. Волошин?
Блок, наверное, так и не сумел до конца
жизни найти ответ на эти,, вопросы. Может
быть, ответ состоит в том, что Христос снова
надел терновый венок и пошел впереди зла,
чтобы отвести грядущие беды, что принесет
революция. Может быть, это он вразумил на-
роды России, и они отказались от ложных
идей. Но для этого должно было пройти бо-
лее семидесяти лет.