А. БЛОК — СИМВОЛИСТ
Я вам поведал неземное.
Я все сковал в воздушной мгле.
В ладье — топор. В мечте — герои.
Так я причаливал к земле.
А. Блок
Творчество А. Блока, гениального поэта,
«трагического тенора эпохи», как назвала его
А. Ахматова, во многом определилось эстети-
903
кои одного из модернистских литературных
течений того времени — символизма. Имен-
но с ним связаны основные темы, идеи и об-
разы блоковской лирики, ее художественные
средства и приемы. Для того чтобы просле-
дить наличие и трансформацию символист-
ских мотивов в творчестве поэта, необходимо
остановиться на основных положениях эсте-
тики и поэтики данного течения.
Символизм как направление в искусстве
сложился во Франции уже в 70—80-е годы
XIX века. Именно в творчестве великих фран-
цузских поэтов того времени черпали свое
вдохновение их русские последователи. Сим-
волизм принято считать одним из проявлений
декаданса — мировосприятия, характери-
зующегося подчеркнутым индивидуализмом,
уходом от действительности, разочарованием
в традиционных ценностях, пессимизмом.
Символисты решительно противопоставили
мир внутренний и мир внешний и признали
за первым право на истинность. Нельзя су-
ществовать в мире, не познавая его, и в каче-
стве формы познания они предложили сим-
вол, наделив его особым, необычным смыс-
лом. Символ перестает быть лишь средством
художественной образности, условно выра-
жающим суть какого-либо явления. Отныне
он призван отразить глубинные, доступные
только взору поэта связи вещей. Он принци-
пиально многозначен, и эта многозначность
достигается за счет неясности, неопределен-
ности, размытости образа. Основной принцип
изображения — никаких красок, только от-
тенки. Задача поэта — внушать читателю
определенное настроение. Для этого нужна
новая система образов, нужна музыкальная
организация стиха. Для эстетики символиз-
ма вообще свойственна идея синтеза раз-
личных видов искусств, отсюда «музыкаль-
ный» и «живописные» элементы в поэзии,
стремление передать зрительное впечатле-
ние с помощью слухового, музыкальное —
с помощью изобразительного, К примеру,
у Брюсова:
В гармонии тени мелькнуло безумие,
Померкли аккорды мечтательных линий,
И громкие краски сгустились угрюмее,
Сливаясь в напев темно-синий.
Реальность, как таковая, изгоняется из по-
эзии: перед нами открывается зыбкий и не-
уловимый мир образов, для которого трудно
найти логические связи, который подчинен
произвольным авторским ассоциациям, наск-
возь субъективным и требующим дополни-
тельных объяснений. Божественная интуи-
ция, творческое озарение — вот основа всякого
искусства, и его цель — выразить, изобразить
миг этого прозрения, прорыва за пределы ре-
ального, .познаваемого.
Формирование, развитие и творческий
рост Блока связаны с воздействием на его эс-
тетические взгляды идей символизма. Осо-
бенно велико было влияние русского фило-
софа, и поэта Вл. Соловьева. Именно из его
произведений Блок позаимствовал идею о
близящейся мировой катастрофе и учение о
Мировой Душе или Вечной Женственности,
призванной обновить мир. Это влияние и в
биографическом плане — любовь к Л. Д. Мен-
делеевой и определили во многом мистико-
элегическую направленность стихов Блока,
их индивидуализм и отрешенность от мира.
В наибольшей степени это относится к
циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл
этот в целом автобиографичен, но реальная
основа событий тщательно зашифрована, пе-
реведена на особый, мистический язык. Так,
ожидание невесты и встреча с ней преобра-
зуются в следующие строки:
Ты в белой вьюге, в снежном стоне
Опять волшебницей всплыла,
И в вечном свете, вечном звоне
Церквей смешались купола.
Невесту, любимую девушку поэт изобра-
зил в стихах как земное воплощение Вечной
Женственности. Образ Прекрасной Дамы —
один из ключевых в поэзии Блока. Она — иде-
ал духовной красоты, божество, символ гармо-
нии и света. Поэт не дает ее портретов — ведь
она почти бесплотна, как всякое видение, гре-
за, сон. К тому же описать — значит, опреде-
лить, а определить — значит, ограничить.
И образ Прекрасной Дамы остается в блоков-
ской поэзии нераскрытым, недосказанным,
неопределенным. Он явлен нам только во мно-
жестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Жен-
ственность, Владычица Вселенной:
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
904
Лирический герой цикла предстает несо-
мненным индивидуалистом, человеком не
только одиноким, но жаждущим одиночества,
живущим своей внутренней жизнью, чуж-
дым общественным интересам:
Что буря жизни, если розы
Твои цветут мне и горят!
Что человеческие слезы,
Когда румянится закат!
Пейзажи стихов Блока полны отвлечен-
ных и усложненных образов, призванных пе-
редать символическое соответствие внешнего
мира, мира природы и мира внутреннего:
Я встал и трижды поднял руки.
Ко мне по воздуху неслись
Зари торжественные звуки,
Багрянцем одевая высъ.
Когда позднее в поэзии Блока появляются
социальные мотивы, основной формой их вы-
ражения по-прежнему остается форма симво-
лическая: реальные события даны автором
условно, образы размыты, характеры неопре-
деленны. В стихотворении «Фабрика» поэт
рисует фигуру некоего чудовища с «медным»
голосом, согнутые спины рабочих, желтые ок-
на, где смеются над обманутыми. С развити-
ем социальной тематики в творчестве Блока
связано появление в нем новых многоплано-
вых символов. Например, образ дороги и сте-
пи, поля как символ самой России, ее пути во
времени, ее бескрайних просторов и неисчер-
паемой красоты и силы.
Россия в поэзии Блока становится ми-
фическим сфинксом, чью тайну нельзя раз-1
гадать:
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь,
Воплощением революционной стихии де-
лает Блок метель и пожар в своей символист-
ской поэме «Двенадцать»:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем...
Глубоко символичен в поэме и образ Хрис-
та. Его нельзя назвать однозначным. В самом
деле, Христос идет впереди двенадцати, но,
может быть, не как невидимый вождь, а как
жертва, или судия, или пророк. Пожалуй, для
самого автора фигура Христа — выражение
страстной жажды обновления, веры в истину,
в любовь и добро.
Музыкальность — одно из свойств лири-
ки Блока. Он добивается ее с помощью раз-
личных средств, как правило, это разного ро-
да (ритмические, звуковые, лексические) по-
вторы:
Ни любви, ни тоски, ни обиды.
Все померкло, прошло, отошло...
Или:
Вот лицо возникает из кружев,
Возникает из кружев лицо.
В кругу символистов Блок занимает осо-
бое место. Разделяя во многом их эстетичес-
кие убеждения, он не был сторонником край-
него индивидуализма и пессимизма («Сотри
случайные черты — и ты увидишь: мир пре-
красен»), проповедником искусства для искус-
ства, экспериментатором, отрицающим пред-
шествующую традицию. Используя и транс-
формируя идеи символизма, его методы, поэт
сумел выразить не только свой внутренний
мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым
свое творческое кредо:
О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечитъ,
Несбывшееся — воплотить!