НАРОДНЫЙ ПОЭТ
(лирика Сергея Есенина)
Моя лирика жива одной
большой любовью, любовью
к Родине.
С. Есенин
Величайший русский поэт, удивительно
музыкальный, народный в самом истинном
значении этого слова, Сергей Есенин, как ни-
кто другой, повлиял на русскую культуру.
Он прожил всего тридцать лет, но сделан-
ное им даже трудно оценить.
Уроженец села Константинова, Сергей
Есенин с детства слышал множество народных
песен и частушек, знатоком которых был его
дед. Множество песен и сказаний знала и его
мать. Родные места, народная поэзия сформи-
ровали его как поэта.
Его ранние стихи насыщены звуками,
красками, запахами. Здесь и «белый пере-
звон берез», «со звонами плачут глухари»,
спас пахнет яблоками и медом, ели льют за-
пах ладана, мир переливается красками —
«алый свет зари», «мягкая зелень полей»,
«желтые поводья месяца», «рощи кроют си-
ним мраком»...
Сказочное описание обычной крестьянской
избы завораживает:
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети.
Где-то мышь скребется в затворенной клети...
Так надо уметь увидеть.
Его стихи о России, о родине полны люб-
ви и щемящей искренности.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
О Русь — малиновое поле,
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Восемнадцатилетним деревенским парень-
ком появился он в Петербурге — разобраться,
почему в журналах не печатают его стихи,
высланные по почте. Его произведения про-
извели огромное впечатление на Александра
Блока, и тот помог ему войти в литературный
мир. Его радостную, чистую поэзию совре-
менники сравнивали с «забытым ароматом
полей».
Мечтатель сельский, я в столице
Стал первокласснейший поэт,
За три года жизни в Петербурге Есенин
приобрел славу и множество друзей и по-
клонников.
Началась мировая война. В 1916 году он
был призван на фронт, откуда дважды де-
зертировал.
Как и многие, с радостью принял револю-
цию, и с недоумением и тоской — ее продол-
жение.
915
Есенин" посещает родные места, видит,
как изменилась жизнь в деревне, ему груст-
но, ему кажется, что из-за произошедших в
деревне перемен он стал лишним — даже на
своей родине, в том месте, любовь к которо-
му питала все его творчество.
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
По-своему он был прав. Привыкший к
восхищению публики, к глубокому уважению
к его таланту со сторонът таких мастеров сло-
ва, как Блок, Есенин вдруг оказался в стра-
не, где лучший поэт — Демьян Бедный со
своими агитками.
«Устал я жить в родном краю», — как
странны эти слова для поэта, для которого
родной край был самой главной ценностью.
Но и на чужбине жизнь не принесла счастья
и успокоения. А возвращение на родину при-
носит новые разочарования.
Ах, милый край!
Не тот ты стал,
Не тот.
Да уж и я, конечно, стал не прежний.
Любовные интрижки, алкоголь, сканда-
лы — ничто не могло побороть депрессию и
усталость, лишь все больше подтачивали его
волю к жизни. В «Черном человеке» он пи-
шет с отчаянием:
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит.
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголй.
И — осознание полного беспросветного
одиночества:
Никого со мной нет.
Я один...
И разбитое зеркало...
От всей его поэзии тех лет веет тоской и
безысходностью.
Вся его жизнь, все его творчество держа-
лись на любви к родине — и родине он ока-
зался не нужен. И — закономерный итог: са-
моубийство.
Его и впрямь какое-то время замалчива-
ли — за его «безыдейность». За то, что он
был поэт милостью божьей, а не бездумный
старательный стихоплет. Но время все рас-
ставило по своим местам. И как Есенин не
мог представить себя без России, так сейчас
невозможно представить себе Россию без
Есенина.