«ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ КРАЮ
МЕНЯ ТОМИЛА, МУЧИЛА И ЖГЛА»
(тема Родины в творчестве
Сергея Есенина)
«Моя лирика — жива одной большой лю-
бовью, любовью к родине. Чувство родины —
основное в моем творчестве», говорил о себе
Сергей Есенин. Читая его стихи, мы убежда-
емся в этом в полной мере. В лирике этого
самобытного русского поэта главным моти-
вом является любовь к родному краю.
Сергей Есенин родился в одной из дере-
вень Рязанской губернии. Поэт с самого дет-
ства впитал в себя дух и красоту родной
природы. Он так пишет об этом:
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутеменъ колдовная счастье мне пророчит.
Картины родной природы, зарисовки де-
ревенской жизни нашли отражение уже в
первых стихах поэта:
Под окнами костер метели белой.
Мне девять лет. Лежанка, бабка, кот,...
И бабка что-то грустное, степное пела,
Порой зевая и крестя свой рот.
Любовью к своему родному краю были
проникнуты и остальные произведения Есе-
нина. На его лирику большое влияние оказа-
ли русский фольклор и языческая мифоло-
гия. Поэт одушевляет природу:
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
С какой теплотой поэт создает поэтичес-
кие образы заросшего пруда, седых верб, бе-
лого сада! Читая стихи Есенина, мы совсем
по-другому начинаем видеть русскую приро-
ду — она предстает перед нами в самых раз-
ных красках, она трогательная, всегда меня-
ющаяся и... ослепительно красивая:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Многие стихи поэта — это поэмы о бере-
зе, которая стала символом русской приро-
ды. Есенин чувствует и передает читателю
«зеленое» дыхание берез, «свежий и горько-
ватый» запах «милых березовых рощ». Ши-
роко известны и такие строки поэта:
Я навек за сиянье и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан...
В лирике Есенина можно найти не только
радостные, но и грустные ноты. Описывая
современную ему деревню, поэт пишет кар-
918
тину реальной жизни. В ней и ветхие избы,
и заброшенные церквушки, и сиротливые то-
поля...
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Есенин тяжело переживает боль и невз-
годы крестьянской Руси. Но все-таки именно
деревенская Русь ближе поэту, чем новая
индустриальная Россия,
Поэт с болью и тревогой переживал лом-
ку привычного уклада жизни, называя себя
«последним поэтом деревни». Поэтому не
удивительно, что в его стихах появляются
грустные нотки, страх перед деревней, меня-
ющей свое лицо. Пытаясь идти в ногу со вре-
менем, поэт пишет:
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и -тополям.
Написанные в отчаянии, эти строки еще
не говорят о том, что поэт готов принять дру-
гую Русь — ту, которой она стала после ре-
волюции 1917 года. Сама идея обновления
была близка поэту. В его стихах мы находим
подтверждение этому:
Довольно гнить и ноятъ
И славить взлетом гнусь —
Уж смыла, стерла деготъ
Воспрянувшая Русь.
Но отношение Есенина к переменам, про-
изошедшим с его страной после Октябрь-
ской революции, неоднозначно. Приветствуя
революцию, поэт надеялся, что она сделает
Россию великой Крестьянской Республикой,
страной хлеба и молока, кормилицей всего
мира. В стихотворении «Инония» поэт дает
свое представление об этой стране. Он гово-
рит, что на смену христианскому раю идет
крестьянский рай — Инония. В этом сти-
хотворении Есенин отразил надежды рус-
ского крестьянства, вызванные происходя-
щими в стране переменами. Но время шло,
и надежды таяли... Отношение Есенина к
произошедшим в России событиям меняет-
ся. Он с горечью .наблюдает за «расколом
страны». Его родина уже не та, она теряет
свой облик.
Пытаясь уйти от горькой действительно-
сти, поэт уезжает за границу. Но он всей ду-
шой рвется назад, на родину. И, вернувшись
в Россию, Есенин разочаровывается еще
глубже. Это видно в его стихотворении «Воз-
вращение на родину». В нем уже нет преж-
ней поэтизации деревни — мы видим бед-
ный, неприглядный быт, подгнившие кресты
на кладбище. Наряду с внешними перемена-
ми поэт описывает и внутренние измене-
ния — в семье наметился раскол. Сестры-
комсомолки, как Библию, читают «Капитал»,
выбрасывают.иконы, причиняя этим страда-
ния деду:
Ах, милый край!
Не тот ты стал,
Не тот.
Да уж и я, конечно, стал не прежний.
Чем мать и дед грустней и безнадежней,
Тем веселей сестры смеется рот.
Свои тревоги поэт высказывает и в стихо-
творении «Русь советская». Есенин с обидой
замечает, что молодежь новой России с упо-
ением читает «агитки», а его поэзия «здесь
больше не нужна». Смятение поэта передают
такие строки:
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.
Сергей Есенин искренне переживал за
свою родину, он желал ей процветания, но
в советской России поэт был чужим. Вскоре
жизнь поэта трагически оборвалась. Также
как этот яркий русский поэт не мыслил себя
без родины, сегодня мы не можем себе пред-
ставить родину без Есенина. Его стихи не
только учат нас искренне любить Россию, но
и открывают нам «страну березового ситца» во
всей ее простой и многоликой красоте.