«ЗОЛОТО БРЕВЕНЧАТОЙ ИЗБЫ»
(русская природа в лирике
Сергея Есенина)
Сергея Есенина принято связывать преж-
де всего с деревней, с родной для него Рязан-
щиной. Но из рязанской деревни Константи-
нове поэт уехал совсем молодым, жил потом
и в Москве, и в Петербурге, и за границей,
в родную деревню приезжал время от време-
ни как гость. Это важно знать для понимания
С.Есенина.
Именно разлука с родной землей придала
его стихам ту теплоту воспоминаний, которая
их отличает. В самих описаниях природы у
поэта есть та мера отстранения, которая поз-
воляет эту красоту острее увидеть, почувст-
вовать.
Признания в любви к России звучат уже
в ранних стихах С. Есенина. Одно из наибо-
лее известных его произведений — «Гой ты,
Русь моя родная...» С самого начала Русь
здесь предстает как нечто святое. Ключевой
образ стихотворения — сравнение крестьян-
ских хат с иконами, образами в ризах, и за
этим сравнением — целая философия, систе-
ма ценностей.
Есенинский мир — это мир убогих, бед-
ных, ветхих крестьянских изб, край забро-
шенный, «деревня в ухабинах», где радость
коротка, а печаль бесконечна, «Грустная пес-
ня, ты — русская боль».
Особенно это чувство усиливается в сти-
хах поэта после 1914 года, начала войны. Де-
ревня кажется ему невестой, покинутой ми-
лым и ожидающей от него вестей с поля боя.
Для поэта деревня в России — это прежде
всего родной край, родное село, то, что позд-
нее, уже на исходе XX века, литературные
критики определили как понятие «малой
родины».
С присущей Есенину-лирику склоннос-
тью одушевлять все живое, все окружающее
его, он и к России обращается как к близко-
му ему, родному человеку:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Порой стихи поэта обретают ноту щемя-
щей грусти, в них возникает чувство непри-
каянности, лирический герой их — странник,
покинувший родную хижину, всеми отверг-
нутый и забытый. И единственное, что оста-
ется неизменным, что сохраняет вечную цен-
ность — это природа и Россия:
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам,
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора.
Поэт жил в переломную эпоху, насы-
щенную драматическими и даже трагичес-
кими событиями. На памяти его поколе-
933
ния — воина, революция, снова воина — те-
перь уже гражданская. Переломный для
России 1917 год поэт встретил, как и многие
художники его круга, с надеждами на об-
новление, на счастливый поворот в кресть-
янской доле.
Чувства и настроения поэта этого време-
ни очень сложны и противоречивы — это и
надежды, и ожидания светлого и нового, но
это и тревога за судьбу родного края, фило-
софские раздумья на вечные темы.
Одна из них — тема столкновения приро-
ды и человеческого разума, вторгающегося
в нее и разрушающего ее гармонию, — зву-
чит в стихотворении С. Есенина «Сорокоуст».
В нем центральным становится обретаю-
щее глубоко символический смысл состяза-
ние между жеребенком и поездом. При
этом жеребенок как бы воплощает в себе
всю красоту природы, ее трогательную без-
защитность. Паровоз же обретает черты
зловещего чудовища.
В есенинском «Сорокоусте» вечная тема
противостояния природы и разума, техниче-
ского прогресса сливается с размышлениями
о судьбах России.
В послереволюционной поэзии С..Есени-
на тема родины насыщена нелегкими дума-
ми о месте поэта в новой жизни, он болез-
ненно переживает отчуждение от родного
края, ему трудно найти общий язык с новым
поколением, для которого календарный Ле-
нин на стене заменяет икону, а «пузатый
«Капитал» — Библию. Особенно горько по-
эту сознание того, что новое поколение поет
новые песни: «Поют агитки Бедного Демья-
на». Это тем более грустно, что С.Есенин
справедливо замечает: «Я поэт! И не чета
каким-то там Демьянам». Поэтому так горе-
стно звучат его строки:
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
С темой Родины у С. Есенина связано по-
нимание своей поэтической миссии, своей
.позиции «последнего певца деревни», храни-
теля ее заветов, ее памяти. Одним из важ-
ных для понимания темы Родины в творче-
стве поэта является стихотворение «Спит
ковыль»:
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь!
Никакая родина другая
Не вольет, мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Стихотворение это датировано 1925 го-
дом, относится к зрелой лирике поэта. В нем
выражены его сокровенные мысли. В строке
«Радуясь, свирепствуя и мучась» — трудный
исторический опыт, который выпал на долю
есенинского поколения.
Стихотворение построено на традицион-
но поэтических образах: ковыль как символ
русского пейзажа и одновременно символ
тоски, полынь с ее богатой символикой и
журавлиный крик как знак разлуки. Тради-
ционному пейзажу, в котором олицетворе-
нием поэзии является не менее традицион-
ный «свет луны», противостоит «новый свет»,
скорее абстрактный, неживой, лишенный
поэзии.
И в противоположность ему звучит при-
знание лирического героя есенинского стихо-
творения в приверженности вековому дере-
венскому укладу. Особенно значим у поэта
эпитет «золотой». В этом стихотворении «зо-
лотой» не столько цвет избы, сколько символ
ее непреходящей ценности, символ уклада
деревенской жизни с присущей ей красотой,
гармонией. Деревенская изба — это целый
мир, ее разрушение не искупается никакой
заманчивой новью.
Финал стихотворения звучит несколько
риторически, но в общем контексте поэзии *
С. Есенина он воспринимается как глубокое
и искреннее признание автора. Таким обра-
зом, тема Родины в поэзии С. Есенина разви-
вается от безотчетной, почти по-детски есте-
ственной привязанности к родному краю к
осознанной, выдержавшей испытания труд-
ным временем перемен и переломов автор-
ской позиции.