поэт
И НОВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
Вот так страна/
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что
я с народом дружен?
С. Есенин
Поэту для жизни и творчества определено
судьбой некое время, эпоха. Иногда они текут
плавно, без разрывов и катастроф, в одном
темпе и ритме .от начала и до конца. Жизнь
же Сергея Есенина, как и многих его совре-
менников, четко делится на периоды «до» и
«после», Взгляд, возможно, очень варварский,
но верный, — перефразируя И.Бродского.
Есенин жил в двух разных мирах, и его отно-
шение к ним складывалось по-разному. И на-
ходило свое отражение непосредственно в его
творчестве.
«Преображение» — так называется пер-
вый послереволюционный сборник поэта.
Название глубоко символично: преобража-
ется не только сам автор, но и мир вокруг
него. Первое стихотворение книги «Инония»
повествует о радости нового пришествия Спа-
са. С ним грядут новые перемены в судьбах
земли. Есенин видит себя пророком и дерз-
ко адресует свое творение библейскому Ие-
ремии. Он полемизирует с христианскими
канонами:
Я иное узрел пришествие —
Где не пляыет над правдой смерть.
Новая вера должна прийти без «креста
и мук», все должно быть по-иному, не так,
как раньше: потому и называется страна бу-
дущего Инонией. Это своего рода поэтичес-
кая утопия — «с крестьянским уклоном».
Рай есенинской мечты — рай вполне сель-
ский, с нивами и полями, с синими реками и
золотом хлебов. И даже Америка, «отколотая
половина земли», будет преображена этим
всепобеждающим нашествием. Другие сти-
хотворения сборника также полны веры в
грядущие перемены, несущие миру освобож-
дение и процветание.
И вот, казалось бы, мечты поэта начина-
ют сбываться. В судьбе страны — коренной
переворот. Тут, возможно, следовало бы
ожидать восторженной реакции со стороны
Сергея Есенина, однако все гораздо сложнее
и мучительней для него. Вместо ожидаемого
«мужицкого рая» глазам автора предстает
страна, раздираемая гражданской войной и
опустошаемая разрухой — невыносимое зре-
лище для «поэта мирного», певца почти
идиллической сельской жизни: •
О, кого же, кого же петь
В этом бешеном зареве трупов?
Что видит герой? По полям скачет стужа,
солнце мерзнет, небо изглодано тучами, ца-
рит «злой октябрь», который сгложет ро-
щи, — так Есенин передает атмосферу эпохи.
Социальному конфликту у него придан уни-
версальный характер: распадается связь че-
ловека и природы — «человек съел дитя вол-
чицы». Сам же герой отказывается присоеди-
ниться ко всеобщему безумию:
Никуда не пойду с людьми,
Лучше вместе издохнуть с вами,
Чем с любимой поднять земли
В сумасшедшего ближнего камень.
Война, насилие — это кощунство над
природой, над землей, это сумасшествие,
и если люди обезумели, то поэт хочет ос-
таться со зверями. Герой горько сожалеет
о том, что некогда воспевал приход рево-
люции:
Видно, в смех над самим собой
Пел я песнь о чудесной гостье.
Он видит, что приходит конец всему, чем
он так дорожил в своей жизни, всему, что
он с чувством глубокой привязанности опи-
сывал в своих стихах: милому сельскому
краю, мирному труду, старинному жизнен-
ному укладу. Уже трубит «погибельный
рог» по родной земле — и, как знать, может
быть и по самому поэту. На место тонконо-
гого красногривого жеребенка приходит же-
лезный конь, вслед которому герой шлет
свое проклятие: «Черт бы взял тебя, сквер-
ный гость!» В железной схватке с городом
деревня обречена. Есенин ощущает себя
«последним поэтом деревни» не потому, что
предполагает, что у него не будет преемни-
ков, а потому, что не надеется на выжива-
ние самого села. Душа героя преисполнена
боли и отчаяния. Он не находит себе места
в новом мире и, как некогда другие подава-
935
лись в монастырь или на большую дорогу,
пытается забыться в «хулиганстве». Он «по-
хабничает и скандалит», потому что так ему
хорошо вспоминать «заросший пруд и хрип-
лый звон ольхи». Хулиганство для него —
это и акт отчаяния, и попытка к бегству, и
стремление забыться во хмельном разгуле,
Герой нарочно провоцирует обывателей,
принимая их брань с каким-то противоесте-
ственным удовлетворением; однако в душе
он остается прежним деревенским озорни-
ком, живущим в мире если не с людьми,
то с братьями нашими меньшими:
Не обижу ни козы, ни зайца.
Но проходит время, и поэт вновь обрета-
ет свой звонкий голос: ведь до того «душа
спросонок хрипло пела, не понимая праздник
наш». Его новый сборник называется «Весну
люблю», и это название говорит о многом.
Весна — пора возрождения всего живого, по-
ра цветения и любви. И эта любовь вновь от-
крывается для героя, а вместе с ней — «и бо-
жество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы».
Автор ставит перед собой задачу:
...постигнуть в каждом миге
Коммуной вздыбленную Русь.
На пути познания того, что случилось
в родной стране, поэта ждет множество от-
крытий. Изменился бедный и неприглядный
деревенский быт, сняты кресты с колоколен,
на селе читают «Капитал» и агитки «Бедного
Демьяна». Деревенской молодежи уж не се-
ло, «а вся земля» стала родиной. И вслед за
другими герой ощущает в себе желание быть
не только певцом, но и гражданином. Он все-
рьез начинает думать —
Не лучше ли церквей
Вот эти вышки
Черных нефть-фонтанов.
Фонари на улицах города кажутся ему
прекраснее южных звезд. Настало время для
того, чтобы обустроить землю. Поэт счастлив
жить в такое время. В стихотворении «Пись-
мо к женщине» герой раскрывает сложную
эволюцию своего восприятия новой действи-
тельности: некогда он не мог понять в «раз-
вороченном бурей быте», куда «несет нас рок
событий». Теперь же все иначе: прошло вре-
мя, и поэт осознал сущность происходящего
и принял его. В цикле стихов «Цветы» Есе-
нин образно повествует о событиях револю-
ции. Люди — цветы, гибнущие под сталью
октября, но поэту не жаль того, что произо-
шло, потому что впереди — новая светлая
жизнь.
Однако не все ладится в отношениях ге-
роя И' новой действительности. Это у Мая-
ковского — «Хорошо!», и герой восторженно
восклицает: «Моя милиция меня бережет».
У Есенина же по-другому:
Я .из Москвы надолго убежал:
С милицией я ладить не в сноровке...
Для своей страны он остается «сводным
сыном»:
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
В душе поэта борются противоречивые
чувства: он всеми силами старается при-
нять «Русь советскую», но, с другой сторо-
ны, ему больно и обидно от того, что его
жизнь оказалась невостребованной действи-
тельностью.
Однако Есенин не встает на путь обиды и
гнева. Судьбу своей страны он завещает мо-
лодым, не обремененным грузом ошибок и
грехов прошлого:
Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой н&пев.
Он благословляет новую жизнь, юность,
счастье других: «Каждый труд благослови,
удача!»
А что остается на долю самого поэта?
«Один пойду к неведомым пределам», — пи-
шет он о своей судьбе. Так получилось, как
знать, случайностью ли было это, или же горь-
ким предчувствием, что Есенин действительно
ушел — ушел из жизни «в мир иной». На его
трагическую гибель остро отреагировал Мая-
ковский, его поэтический собрат и идейный
соперник. Причину смерти Есенина он видит
в невозможности для него принять новую
жизнь во всей ее сложности. «Смычки» с
жизнью действительно очень мало, а отсюда —
«много водки и вина». Далее Маяковский ут-
верждает, что подобная смерть не выход, но
проявление слабости: в этой жизни умереть
не сложно, «сделать жизнь — значительно
трудней».
Поэт устал бороться с действительностью
и с собой и ушел. Кто осудит или же оправ-
дает его? Разве что — другой поэт.