«ТЫ ОДНА МНЕ ПОМОЩЬ
И ОТРАДА»
(стихотворение Сергея Есенина
«Письмо к матери»)
Далеко не каждый человек, читающий
это стихотворение, думает о том, какова его
композиция или размер. Зачем? Прекрасно
можно воспринимать поэзию, не имея спе-
циальных знаний, не выясняя особенностей
композиционного построения и ритмического
рисунка.
Долгое время я считал, что стихотворение
не схема, не чертеж, который можно деталь-
но разбить на составляющие части, а единый
плод раздумий и чувств поэта. И лишь со
временем, от урока к уроку, постигая непри-
ятное слово «анализ», я понял, насколько эта
работа помогает мне разобраться в смысле
стихотворения, в глубине чувств автора.
Проникновение в мастерскую поэта все-
гда начинается для меня с того, что я вспо-
минаю его жизненный путь, те годы, в кото-
рые он создавал свое произведение. Так, сти-
хотворение С. Есенина «Письмо к матери»
было написано поэтом в 1924 году, то есть
в конце его жизни.
Последний период творчества автора яв-
ляется вершиной его поэзии. Это поэзия при-
мирения и подведения итогов. Многие произ-
ведения, написанные в этот период, явились
грустной констатацией того, что старое ушло
безвозвратно, а новое непонятно и совсем не
похоже на то, о чем мечталось в романтичес-
кие дни Октября 1917 года.
Я человек не новый! Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную ратъ,
Скольжу и падаю другою.
Именно в эти годы С. Есенин пишет зна-
менитое «Письмо к матери», которое воспри-
нимается не только как обращение к кон-
кретному адресату, но — шире — как про-
щание с родиной.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Читая есенинские произведения, видишь:
поэт рос вместе со временем. Углубление ми-
ропонимания вело к утверждению в его сти-
хах пушкинской простоты, классической яс-
ности художественных средств. Все больше
влияние пушкинских произведений чувству-
ется у С. Есенина в лирике последних лет.
В тяжелые минуты горестных раздумий
сердце поэта тянулось к родительскому оча-
гу, к родительскому дому. И, словно возрож-
дая пушкинскую традицию поэтических по-
сланий, С. Есенин обращается с письмом-
стихотворением к матери.
В русской поэзии не раз звучало заду-
шевное слово о матери, но есенинские произ-
ведения, пожалуй, можно назвать самыми
трогательными признаниями в любви к «ми-
лой, родной старушке». Его строки полны та-
кой пронзительной сердечности, что они вро-
де бы и не воспринимаются как стихи, как
искусство, а как сама собою изливающаяся
неизбывная нежность.
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный света.
На память приходят опять пушкинская
.лирика и его задушевное поэтическое произ-
ведение «Няне». Оно так же доброжелатель-
но, проникнуто сыновним чувством вины за
долгое молчание, признанием того, как много
поэт причинил беспокойства родному чело-
веку.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Но обратимся к стихотворению С.Есенина
«Письмо матери». Разве это не сама музыка
чувства? Поэт словно обнял «старушку» своей
душой. Он обращается к ней любя, используя
нежные, добрые слова. Его поэтический язык
близок к разговорному, даже, скорее, к народ-
ному («старушка», «избушка», «старомодный
ветхий шушун», «шибко»}.
Эти слова придают фольклорную окраску
образу матери. Она представляется милой,
доброй, сердечной старушкой из романтиче-
ской сказки. Даже сам С.Есенин не раз ука-
зывал на фольклорные источники своей по-
эзии. И прежде всего на мелодичность, му-
зыкальность. Не случайно, что до сих пор на
стихи Есенина поют песни.
Вот что сказал Н. В. Гоголь о музыкаль-
ности русского стиха: «Не знаю, в какой дру-
937
гой литературе показали стихотворцы такое
бесконечное разнообразие оттенков звука.
У каждого свой стих и свой звон».
Этот особенный «звон» и ощущается в по-
этическом произведении «Письмо к матери».
Он придает стихотворению взволнованность.
Лексика, используемые поэтом выражения
воссоздают картину ветхой «избушки», в ко-
торой мать ждет возвращения сына, переда-
ют внутреннее состояние и чувства женщи-
ны-матери.
Первая строфа начинается с риторичес-
кого вопроса: «Ты жива еще, моя старушка?»
В контексте стихотворения приведенная
строчка обретает особый смысл: задавая во-
прос, поэт не предполагает услышать ответ
на него, он (вопрос) усиливает эмоциональ-
ность высказывания.
В первой строчке С. Есенин проявляет
тревогу и любовь к своей матери. Во второй,
используя восклицание, он как будто пытает-
ся уверить еще раз свою «старушку» в том, что
у него все нормально, что он «не такой уж
горький... пропойца, чтоб... умереть», не уви-
дев родную мать. Заканчивается строфа теп-
лым пожеланием: «Пусть струится... тот не-
сказанный свет».
Во второй и третьей строфе чувствуется
тревога С. Есенина о матери. Поэт осознает, что
она знает о его погубленной жизни, о «кабацких
драках», о запоях. Ее тоска столь велика, пред-
чувствия столь нерадостны, что они мучают
ее, и она «часто ходит на дорогу».
Образ дороги не раз появляется в стихо-
творении. Она символизирует жизненный
путь поэта, на котором все время появляется
мать, желающая добра и счастья сыну. Но
поэт, осознавая безвыходность своего поло-
жения, просит ее не волноваться, не трево-
житься:
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
В третьей строфе появляется любимый
есенинский эпитет «синий». Это цвет пас-
мурного неба, родниковой воды, расписных
деревенских ставен, лесных цветов. Без это-
го цвета трудно представить С. Есенина.
Духовный кризис поэта подчеркивают
эпитеты «вечерний», «ветхий», «тягостная».
Не случайно употреблено и слово «саданул», в
нем также чувствуется мысль автора об отда-
лении от вечных ценностей жизни. Резкость
этого глагола смягчается в четвертой строфе
восклицанием «Ничего, родная!» и утверди-
тельным предложением «Успокойся».
Чувствуете, как меняется тональность сти-
ха? Кульминация завершена, и происходит
развязка действия. Опять с искренней нежно-
стью С.Есенин обращается к матери, пишет
о том, что только возле нее, на родине, его
ждет душевный отдых.
В следующих строфах отражено желание
сына успокоить мать, оправдаться, не дать ей
поверить сплетням.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Очень романтично, возвышенно написа-
ны пятая и шестая строфы, в которых поэт
мечтает о возвращении домой (но не к про-
шлому):
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Характерен и образ белого сада, символи-
зирующий яркую пору весны, юности поэта:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
В последних строфах сдержанность усту-
пает место накалу переживаний. Поэт как
будто на одном дыхании заканчивает поэти-
ческое произведение — «не буди...», «не вол-
нуй...», «не сбылось,..», «не учи...», «не надо...»,
«не грусти...», «не ходи...»
Такое усиленное отрицание показывает не-
уверенность в душе лирического героя. Коль-
цевая композиция придает завершенность
произведению, а пятистопный хорей и пере-
крестная рифма создают особый ритм всего
стихотворения, который несет в себе душевное
состояние лирического героя.
В стихотворениях С. Есенина, по-русски
искренних-и откровенных, чувствуется бие-
ние беспокойного, нежного сердца поэта. Не-
даром его поэзия была и остается близкой
и понятной многим русским людям. Ведь в
ней «русский дух», в ней «Русью пахнет».
Лирика поэта звучит современно, в ней чув-
ствуется человеческое добро и тепло, кото-
рое так необходимо в наше трудное время.