ТАЛАНТ МАЯКОВСКОГО
О, я хочу безумно жить:
Все сущее увековечить,
Безличное — очеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
А. Блок
Маяковский до сих пор поражает нас раз-
носторонностью своих талантов. Поэзия, про-
за, живопись, партийная деятельность — все
охвачено его гением. Даже спустя семьдесят
с лишним лет со дня его смерти мы не пере-
стаем задавать себе вопрос: каков он, талант
Маяковского? Мог ли этот великий человек
сделать больше, чем он сделал?
Новаторство Маяковского проявилось
прежде всего-в том многообразии стилей, жа-
нров, манер письма, которые он использовал.
Естественно поэтому, что раннее творчество
поэта развивалось в канве русского футу-
ризма:
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
Образность, использование цветов как
символов, развернутость метафор и в то же
время краткость изложения идеи — вот Ка-
чества, почерпнутые Маяковским у футури-
стов. Но в послеоктябрьском периоде его по-
эзия совсем другая. Здесь появляется тот са-
мый четкий, жесткий, размеренный ритм,
который нам так знаком:
...Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!
В этом отрывке каждое слово звучит как
удар молотом,, как смертный приговор. Здесь
мастерство Маяковского проявляется в пол-
ной мере.
Любовная лирика поэта остается до сего
времени для нас загадкой. С одной стороны,
он воспевает любовь как факел, как звезду,
как солнце, О любви он пишет как о неукро-
тимой силе, к которой «...ураган, огонь, вода
подступают в ропоте. Кто сумеет совладать?
Можете? Попробуйте...». Любовь как по-
жар — вот его понимание. Но с другой сторо-
ны, он считает неприемлемым «растранжи-
ривать» свое время на такую «бесполезную»
вещь. Перед нами предстают два человека —
человек-долг и человек-поэт, которые суще-
ствуют в вечном конфликте.
Маяковский известен не только как поэт,
он пробует себя в прозе, драматургии. Его
«Мистерия-буфф» идет в одном из театров
Петрограда. Для поэта нет ничего постоянно-
го — он пытается охватить весь спектр лите-
ратурного творчества.
«Серпастый-молоткастый», «орлий»,
«оголь» — слова, знакомые нам с детства. Не-
ологизмы, придуманные им, живут и по сей
день. Работа в окнах РОСТА сыграла большую
роль в художественном развитии Маяковского.
По его собственным словам, он «...очистил язык
от поэтической шелухи на темах, не допускаю-
щих многословия».
Там же проявляется еще одна грань да-
рования Маяковского — талант живописца.
Целые поколения людей знают его агитпла-
каты и подписи под ними:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твои последний приходит, буржуй.
940
Едкость, злободневность, яркость, точ-
ность — все эти эпитеты подходят к ним. Аги-
тационное дарование поэта стало проявляться в
его публичных выступлениях. Никто не мог так,
как он, выступать на митингах. На собрании ра-
бочих в Нью-Йорке «...тысячи искрящихся глаз
были устремлены на эстраду. Ждали с затаен-
ным дыханием «богатыря новейшей советской
поэзии». Маяковский вел людей за собой, даже
"...наступая на горло собственной песне"».
Помимо всего этого Маяковский обладал
еще и потрясающими организаторскими спо-
собностями. Именно он являлся вместе с Дави-
дом Бурлюком «отцом-основателем» русского
футуризма. На его плечах был такой гигант ли-
тературной индустрии, как Леф. И при этом он
находил время устраивать творческие вечера,
Поездки по стране, за рубеж, и писать, писать,
писать...
Маяковский — весьма неординарная лич-
ность, многогранный талант. Он сумел в своем
творчестве отразить целую эпоху — время са-
моотверженных строителей своего будущего,
время свержения самодержавия, время пере-
лома. Можно по-разному относиться к его по-
эзии, но одно бесспорно: Маяковский — на-
стоящий талант, который нельзя заглушить,
который живет вечно!
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит. ~ это необходимо,.
чтобы, каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!