О ЧЕМ ПРОСИТ ПОСЛУШАТЬ
ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ?
Я могу совершенно уверенно сказать, что
стихотворение В. Маяковского «Послушай-
те!» — это крик души поэта.
«Послушайте!» Таким восклицанием каж-
дый из нас очень часто прерывает свою речь,
надеясь быть услышанным и понятым.
Лирический герой стихотворения не про-
сто произносит, а выкрикивает это слово, от-
чаянно пытаясь обратить внимание живу-
щих на Земле людей на волнующую его про-
блему.
Поэт как бы спорит с воображаемым оп-
понентом, человеком недалеким и призем-
ленным, обывателем, мещанином, убеждая
его в том, что нельзя мириться с безразличи-
ем, одиночеством, горем. Это не жалоба на
«равнодушную природу», это жалоба на че-
ловеческое равнодушие.
Весь дух стихотворения такой, какой бы-
вает, когда ведется острая дискуссия, полеми-
ка, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно
ищешь аргументы, убедительные доводы и на-
деешься, что поймут, поймут. Вот только объ-
яснить надо как следует, найти самые важные
и точные выражения.
Если бы у лирического героя совсем не
было надежды на понимание, он бы так не
убеждал, не увещевал, не волновался...
Последняя строфа стихотворения начи-
нается так же, как и первая, с того же слова.
Но авторская мысль в ней развивается со-
вершенно по-другому, более оптимистично,
944
жизнеутверждающе по сравнению с тем, как
она выражена в первой строфе. Последнее
предложение вопросительное. Но, в сущнос-
ти, оно утвердительное. Ведь это риторичес-
кий вопрос и ответа не требует.
Располагая стихи «лесенкой», В.Маяков-
ский добился того, что каждое слово становит-
ся значимым, весомым. Рифма В. Маяковского
необычная, она как бы «внутренняя», чередо-
вание слогов не явное, не очевидное, и всегда
неожиданное. А как выразительна ритмика его
стихов!
Мне кажется, ритм в поэзии Маяковско-
го — самое главное. Сначала рождается он,
а потом уже мысль, идея, образ. Некоторые
думают, что стихи В. Маяковского надо кри-
чать, надрывая голосовые связки. Да, у него
есть стихи для «площадей». Но в ранних сти-
хах преобладают интонации доверительнос-
ти, интимности. Чувствуется, что поэт толь-
ко хочет казаться грозным, дерзким, уверен-
ным в себе. Но на самом деле он не такой.
Наоборот, В. Маяковский одинок и неприка-
ян, и душа его жаждет дружбы, любви и че-
ловеческого понимания.
В этом стихотворении нет неологизмов,
столь привычных для стиля В. Маяковского.
«Послушайте!» — взволнованный и напря-
женный монолог лирического героя.
Поэтические приемы, используемые В. Ма-
яковским в этом стихотворении, на мой взгляд,
очень выразительны. Фантастика («врывается
к Богу») естественно сочетается с наблюде-
ниями автора над внутренним состоянием
лирического героя, Ряд глаголов — «врыва-
ется», «плачет», «просит», «клянется» — пе-
редает не только динамику событий, но и их
эмоциональный накал. Ни одного нейтраль-
ного слова, все очень и очень выразительны,
экспрессивны, и, мне кажется, само лексиче-
ское значение, семантика глаголов-действий
указывает на крайнюю обостренность чувств,
испытываемых лирическим героем.
Интонация стиха не гневная, обличи-
тельная, а исповедальная, доверительная,
(робкая и неуверенная. Можно сказать, что
голоса автора и его героя зачастую слива-
ются полностью, и разделить их невозмож-
но. Высказанные мысли и выплеснувшиеся,
прорвавшиеся наружу чувства героя, бес-
спорно, волнуют самого поэта. В них легко
уловить ноты тревоги («ходит тревожный»),
смятения.
Огромное значение в системе изобрази-
тельно-выразительных средств у В. Маяков-
ского имеет деталь. Портретная характерис-
тика Бога состоит лишь из одной-единствен-
ной детали — у него «жилистая рука».
Эпитет «жилистая» настолько живой, эмоци-
ональный, зримый, чувственный, что эту ру-
ку как бы видишь, ощущаешь в ее венах
пульсирующую кровь.
Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной.
Но для одного звезды «плевочки», а для
другого — «жемчужины». Лирический герой
стихотворения «Послушайте!» и есть тот
«кто-то», для кого без звездного неба немыс-
лима жизнь на Земле. Он мечется, страдает
от одиночества, непонимания, но не смиря-
ется с ними. Отчаяние его так велико, что
ему просто.не перенести «эту беззвездную
муку».
Стихотворение «Послушайте!» — раз-
вернутая метафора, имеющая большой ино-
сказательный смысл. Кроме насущного хле-
ба, нам нужна еще и мечта, большая жиз-
ненная цель, духовность, красота. Нам
нужны звезды «жемчужины», а не звезды
«плевочки».
В. Маяковского волнуют вечные фило-
софские вопросы о смысле человеческого бы-
тия, о любви и ненависти, смерти и бессмер-
тия, добре и зле. Однако в «звездной» теме
поэту чужд мистицизм символистов, он не
думает ни о какой «протянутости» слова к
Вселенной. При этом В. Маяковский ни в ко-
ей мере не уступает поэтам-мистикам в по-
лете фантазии, свободно перебрасывая мост
от земной тверди к безграничному небу,
космосу.
Безусловно, такой свободный полет мыс-
ли был подсказан В. Маяковскому той эпо-
хой, когда казалось, что человеку подвластно
все. И независимо от того, в какие тона окра-
шены астральные образы, сатирические или
трагические, его творчество проникнуто ве-
рой в Человека, в его разум и великое пред-
назначение.
Пройдут годы, утихнут страсти, россий-
ские катаклизмы превратятся в нормальную
жизнь, и никто не будет считать В. Маяков-
ского только политическим поэтом, отдавшим
945
свою лиру лишь революции. На мой взгляд,
это величайший из лириков, и стихотворение
«Послушайте!» — шедевр русской и мировой
поэзии.