ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ
В ТВОРЧЕСТВЕ В. МАЯКОВСКОГО
(вариант 2)
XX век — это век колоссальных общест-
венных противоречий и потрясений. Каж-
дый век нуждается в собственном поэте, ко-
торый сделал бы «боль времен своею собст-
венной болью». Таким поэтом XX века был
Маяковский. С его мощной, властно вошед-
шей в наше сознание и литературу поэзией
связано очень многое. Он первый, исполь-
зуя свой необыкновенный ритм, соединил
политику и лирику. Его любовь к челове-
ку вылилась в мощную струю нового ис-
кусства.
В юности Маяковский был связан с футу-
ристами (от немецкого слова «футурум» —
будущее), но пошел дальше собратьев по
перу и при этом сумел раздвинуть рамки
своего творчества, стать на голову выше всех
остальных сподвижников по цеху футурис-
тов. После революции имя Горького стало
символом буревестника революции. Блок
воспринимался «как трагический поэт эпо-
хи», услышавший музыку революции, Мая-
ковский вошел в нашу культуру поэтическим
знаменосцем Октября. Он одним из первых
поверил в светлое будущее страны.
Каждый поэт рано или поздно дает оцен-
ку своему творчеству, и Маяковский верил,
что его поэзия будет нужна народу. Если
многие современники не понимали поэта,
считая его «временным», «сиюминутным»
глашатаем революции, то сам Маяковский
утверждал обратное. «Мой стих громаду лет
прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как
в наши дни вошел водопровод, сработанный
еще рабами Рима», — писал поэт в поэме
«Во весь голос».
Поэт смог точно предопределить значение
своего творчества для русского народа. Во-
прос о роли и месте искусства издавна волно-
вал Маяковского. В стихотворении «Разговор
953
с фининспектором о поэзии» (1926) он про-
должает традиции разговора о литературе,
о ее месте в жизни общества, о ее гражданст-
венности, «о месте поэта в рабочем строю».
Маяковский был сложной, противоречивой
натурой, но он был настолько глубок в своих
сомнениях и прозрениях, что по силе идеи,
выраженной в его стихах, поставить рядом
с ним было практически некого.
Многие поэты, не приняв революции, по-
кинули страну, творили в более интимном, уз-
ком масштабе. Даже Есенин, певец тончайших
оттенков человеческой души, не смог понять
всего размаха происходивших событий. Мая-
ковский пишет о тяжелом труде поэта: «По-
эзия — та же добыча радия, в грамм — добы-
ча, в год — труды: изводишь единого слова
ради тысячи тонн словесной руды».
Наш современник Е. Евтушенко сказал
точные слова о том, что поэт в России больше,
чем поэт. Это полностью можно отнести к Ма-
яковскому. Он хотел быть понятым народом.
Несмотря на травлю, он оставался верен себе,
не поменял своих убеждений, будучи уверен-
ным, что потомки его поймут. В поэме «Во весь
голос», которую поэт успел закончить, он пи-
сал: «Я к вам приду в коммунистическое дале-
ко, не так как песенно-есенинский провитязь.
Мой стих дойдет через хребты веков и через
головы поэтов и правительств». Сразу после
похорон В. Маяковского Марина Цветаева пи-
сала, что Россия до сих пор не поняла, кто ей
был дан в лице Маяковского. Поэма «Во весь
голос» — это политическая декларация, это
рассказ о времени и о себе, обращенный в бу-
дущее. В пору работы над поэмой Маяковский
готовил выставку «20 лет работы» — своеоб-
разный отчет перед читателями. Поэма «Во
весь голос» как бы подвела итог, обобщивший
творческий опыт поэта и его размышления
о поэзии.
В то время шла острая борьба различных
литературных группировок. Поэты «чистого
искусства» утверждали, что поэзия не долж-
на отражать грубую действительность, Мая-
ковского они назвали «мелкобуржуазным
попутчиком». В поэме «Во весь голос» ощу-
щаются отзвуки идейных и эстетических
столкновений тех лет. Маяковский считал,
что поэзия должна служить насущным про-
блемам дня. Отказываясь строчить нежные
романсы, поэт приравнивал свое перо к ору-
жию, так как в этом была необходимость, он
«себя смирял, становясь на горло собствен-
ной песне».
Маяковский удивительно тонко -чувствовал
время. Н. Бухарин заявлял, что «надоело ему
читать «агитки» Маяковского» и ведущим по-
этом эпохи он провозгласил Пастернака. Но
это абсурд — сравнивать таких разных, таких
великих и даже гениальных поэтов. Это все
равно, что заявить: «Толстой в литературе
есть, а Чехова нет». Каждый поэт нес свое ми-
ропонимание, свое искусство.
Трагизм положения Маяковского усугуб-
лялся — его не понимали как поэта, что и при-
вело к самоубийству. Возможно, это была ми-
нутная слабость, возможно, результат органи-
зованной травли поэта, но 14 апреля 1930 года
Маяковского не стало. Не завершены были
творческие замыслы, не осуществились планы
поездок и встреч с читателями, но остались
стихи Маяковского, осталось завоеванное пра-
во быть первым в рабочем строю.
Злопыхатели даже рифму поэта, его ма-
неру выделять на строке каждое слово пре-
вращали в «свидетельство меркантильности».
Маяковский гневно отвечает врагам: «Мне и
рубля не накопили строчки, краснодеревщики
не слали мебель на дом. И кроме чисто вы-
мытой сорочки, скажу по совести, мне ниче-
го не надо».
Да, Маяковский был партийным поэтом,
он и не отрицал этого. Он искренне верил в
коммунистическое будущее. Последние стро-
ки, которые он написал в поэме «Во весь го-
лос», четко дают представление об его идей-
ной направленности: «Явившись в ЦеКаКа
идущих светлых лет, над бандой поэтических
рвачей и выжиг, я подыму, как большевист-
ский партбилет, все сто томов моих партий-
ных книжек».