В. МАЯКОВСКИЙ
И ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ БЫТИЯ
Уже в первых произведениях Владимира
Маяковского нашло отражение время, в ко-
торое он жил, время глубоких социальных
перемен, время колоссальных общественных
потрясений.
Очевидно то, что стихийные события
первой русской революции существенно по-
влияли на развитие мировоззрения будуще-
го поэта. Революция для Маяковского — это
разрушение старого мира во имя создания
нового. Он протестует против старой жизни.
«Долой вашу любовь!», «Долой ваше искус-
ство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу ре-
лигию!».
В первых стихотворениях футуриста мы
часто замечаем антибуржуазные настроения.
Чуждая обывательская среда изображалась
в них сатирически. Поэт рисует ее как без-
духовную, погруженную в мир низменных
интересов, в мир вещей: «Вот вы, мужчина,
у вас в усах капуста где-то недокушанных,
недоеденных щей; Вот вы, женщина, — на
вас белила густо, вы смотрите устрицей из
раковин вещей».
Очень сильно чувствуется отвращение по-
эта к 'устаревшим идеалам мещанства. «Рос-
сия, нельзя ли чего поновее?» — спрашивает
он с возмущением в своем стихотворении
«Эй!», обращаясь к людям, «заплесневевшим в
радости». Он протестует против консерватив-
ных устоев буржуа.
Образ поэта-новатора часто встречается в
ранних произведениях Маяковского. Он при-
зывает: «Возьми и небо заново вышей, новые
звезды придумай и выставь, чтоб исступлен-
но царапая крыши, в небо карабкались души
артистов».
Еще один характерный мотив творчества
Владимира Владимировича — это обличе-
ние ложного патриотизма мещан. Особенно
хорошо поэт показал это в стихотворении
«Вам!»: «Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как, — может
быть, сейчас бомбой ноги выдрало у Петро-
ва поручика?..»
В раннем творчестве Маяковский пред-
стает перед читателем как поэт-богоборец.
Он иронически снижает образ всемогуще-
го Бога. В четвертой части «Облака в шта-
нах» Бог — не «вездесущий», «всесильный
божище», а «недоучка, крохотный божик»,
которого можно испугать «сапожным но-
жиком».
957
Однако поэма написана со смутным ощу-
щением высшей силы. «И когда мой голос по-
хабно ухает — от часа к часу, целые сутки,
может быть, Иисус Христос нюхает моей ду-
ши незабудки».
В. Маяковский смеется над мещанским
божком, над представлениями мелких людей,
но не может неуважительно относиться к ис-
тинному Богу.
В поэме «Облако в штанах» поэт говорит
от имени народа, пророчески предсказывая
близость революции {«в терновом венце ре-
волюций грядет шестнадцатый год»). Насто-
ящий поэт «видит идущего через горы вре-
мени, которого не видит никто».
В. Маяковский искренне верил в идею
революции, в прекрасное светлое будущее,
в неизбежность перемен и счастья. В. Мая-
ковский первый, используя свой необык-
новенный талант, соединил политику и лири-
ку. В ранних стихах внимательный читатель
увидит не только фамильярные, насмешли-
вые, пренебрежительные интонации, он пой-
мет, что за внешним шумом стоит ранимая,
одинокая душа.
Чувствуется, что поэт только хочет ка-
заться грозным, дерзким, уверенным в се-
бе, но на самом деле он одинок, и душа его
жаждет любви и понимания. Стихотворение
1914 года «Послушайте!» — это крик души
поэта. Оно начинается просьбой, обращенной
к людям, наполненной надеждой быть услы-
шанным.
Лирический герой отчаянно пытается об-
ратить внимание людей на волнующую его
проблему. Поэт глубоко и тонко чувствует и
переживает все, что происходит с окружаю-
щим нас миром, Вселенной, людьми.
Это жалоба на человеческое равнодушие.
Поэт говорит о том, что нельзя мириться с
безразличием, одиночеством. Наряду с робо-
стью и неуверенностью слышна надежда на
понимание: «Значит — это необходимо, что-
бы каждый вечер над крышами загоралась
хоть одна звезда?!»
В. Маяковский подчеркивал ответствен-
ность поэта перед обществом, он ощущал се-
бя выразителем чувств и мыслей улицы, по-
этому его поэзия отличается высокой идей-
ностью и народностью. И, несмотря на то, что
сейчас наша жизнь существенно отличается
от жизни наших предков в начале столе-
тия, а значит, отличаются и наши взгляды на
действительность, современный читатель
восхищается гениально-простыми произве-
дениями поэта.
Причиной этому, может быть, является
строгая определенность ответов на конкрет-
ные вопросы, интересующие человечество на
всем протяжении его существования — лю-
бовь, дружба и смысл жизни.