«Я ХОЧУ БЫТЬ ПОНЯТ
СВОЕЙ СТРАНОЙ»
У великого русского поэта XIX века
Н.А.Некрасова есть замечательные слова:
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей.
Поэт Владимир Маяковский жил с «печа-
лью и гневом» и страстно любил свою роди-
ну. Печаль, неудовлетворенность, одиночест-
во, неустроенность в жизни — мотивы многих
его произведений. Страдающим и одиноким
пришел в русскую поэзию юный Владимир
Маяковский. В стихах молодого поэта пора-
жало необычное содержание и новизна по-
этического языка, что отпугивало современ-
ную ему критику.
Поэт не раскрывает тайны мироздания,
он просто задает вопросы: «Послушайте! Ведь
если звезды зажигаются — значит — это
кому-нибудь нужно? Значит — это необхо-
димо, чтобы каждый вечер над крышами
загоралась хоть одна звезда?!». Сама жизнь,
ее несовершенство, резкое несоответствие
мечты и действительности порождают эти
вопросы. Стихотворение с вызывающим на-
званием «Нате!» нашло своего адресата и про-
извело именно то действие, на которое рассчи-
тывал автор. В разладе с действительностью
и мечтами о будущем родились и строки, к
которым надо особо прислушаться, желая
понять жизнь и личность Маяковского, его
творчество:
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот — я, весь боль и ушиб!
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души!
Это голос молодого Маяковского. Обра-
тим же внимание на то, каков изначальный
пафос творчества поэта. Он — «весь — боль
971
и ушиб» — взращивает «сад фруктовый» для
грядущих людей. В этих строках — идея
жертвенного служения людям, характерная
для классической русской литературы. Каза-
лось бы, хрестоматийный облик Маяковского,
«агитатора, горлана-главаря», не допускает
мысли о душевной слабости.
Поэт в зрелую пору не любил проявлений
в творчестве душевных метаний, «становясь
на горло собственной песне». Но душа выда-
ет себя, она радуется и ликует, негодует и
кровоточит. Бездушная поэзия — не поэзия.
Одно из самых замечательных произведений,
на мой взгляд, поэма «Про это». Она о себе
и о любви, в ней ярче и глубже, чем в дру-
гих, более поздних поэмах, раскрываются
характер и личность Маяковского. Были и
ранние поэмы о любви («Облако в штанах»).
Была самая светлая, не осложненная драма-
тическими коллизиями поэма «Люблю». Поэт
тогда был влюблен в юную Лилю Брик, по-
этому и был уверен: «Не смоют любовь ни
ссоры, ни версты. Продумана, выверена, про-
верена». Но в действительности любовь при-
несла тонко чувствующему поэту одни стра-
дания. Внешне он был спокойный, дерзкий,
неуязвимый, а на самом деле — очень неза-
щищенный. И все это очень близко, понятно
нам, потому что это — общечеловеческие
чувства.
Вспомним его стихи о животных:
Я люблю зверье.
Увидишь собачонку —
тут у булочной одна — сплошная плешь, —
из себя и то готов отдать печенку,
Мне не жалко, дорогая, ешь!
А вот поэт-трибун, поэт-глашатай мне,
живущей в начале XXI века и переживаю-
щей все его сложные и трагические события,
не совсем понятен. Он мечтал о прекрасном
«коммунистическом далеко», славил «триж-
ды отечество, которое будет», — а что же
нам делать сегодня? Что славить, кого сла-
вить и за что? XXX век представлял Мая-
ковский, как ни торопил жизнь, как ни верил
в коммуну у ворот, а избавление от угнетаю-
щей инерции старого быта относил лишь в
далекое будущее:
Ваш.
Тридцатый век обгонит стаи сердце
раздиравших мелочей.
Нынче недолюбленное наверстаем
звездностью бесчисленных ночей.
И снова Маяковский-романтик произносит
слово о любви. О ней, которая бы не была «слу-
жанкой замужеств, похоти, хлебов», о ней, ко-
торая бы заполнила собой вселенную и «чтоб
вся на первый крик «Товарищ!» — оборачива-
лась земля». Такой представлял, такой хотел
видеть любовь Маяковский, но ему не было да-
но счастье испытать ее.
Маяковский-сатирик — тоже наш совре-
менник. «Кавалерия острот», поднявшая «рифм
отточенные пики», — это любимейший род
оружия. «Очень много разных мерзавцев хо-
дит по нашей земле и вокруг», — отмечает
поэт в стихотворении «Разговор с товарищем
Лениным». «Окрутить их, разоблачить перед
лицом народа» — такую задачу он ставит пе-
ред собой. Едко высмеивает все отрицатель-
ные проявления в советском быту («О дря-
ни», «Любовь», «Пиво и социализм»), борется
с бюрократизмом в учреждениях («Прозасе-
давшиеся», «Фабрика бюрократов»), высту-
пает против пережитков капитализма в со-
знании людей («Трус», «Ханжа», «Подлиза»,
«Сплетник»).
Маяковский в стихотворении «Столп» хо-
чет, чтобы «критика дань носила», хотя «очень
много разных мерзавцев ходят по нашей зем-
ле и вокруг, целая лента типов тянется: воло-
китчики, подхалимы, сектанты, пьяницы».
В наши дни слова из стихотворения «Проза-
седавшиеся»: «О, хотя бы еще одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»
стали крылатыми. Они и сегодня направлены
против бюрократов, управленческого аппара-
та, бесплодных заседаний и голосований депу-
татов и т. д.
«Моет», просто стирает бюрократов и
пьеса «Баня». Победоносиков и его секретарь
Оптимистенко не дают дороги новому изоб-
ретению, мешают движению вперед. Вред
бюрократизма для поэта — во враждебности
его всем творческим, созидательным силам
общества.
А как злободневны и сегодня строки из
стихотворения «Душа общества»: «...Как от
острого, как бы заразного, беги, товарищ, от
алкоголика, который бахвалится тем, сколько
пива и водки выпито!».
Возможно, то, что в наше время все боль-
972
ше появляется дерзающих, думающих, сме-
лых людей, есть заслуга таких личностей,
как Маяковский. Да, я считаю, что он «понят
своим народом», хотя каждый воспринимает
его творчество по-своему.