«ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ»
И ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ
В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА
«ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА»
Один из решающих рубежей в истории
нашей Родины, так называемое социалисти-
ческое преобразование деревни, начало 30-х го-
дов нашло отражение в романе М. А. Шоло-
хова «Поднятая целина». Судьбу коллекти-
визации решал середняк. Взбаламученные
пропагандой, бедняки охотно шли в колхоз,
видя в нем свое спасение. Середняки колеба-
лись, за них боролись коммунисты и сель-
ский актив. Путь трудового крестьянина к
новой жизни был путем ожесточенной клас-
совой борьбы, открытого насилия, ломкой су-
деб, жизней, традиционного быта. Бедней-
шее крестьянство в основном поддерживало
политику Советской власти, а в душе серед-
няка происходила внутренняя борьба: стрем-
ление к новой .жизни боролось с чувством
собственности.
Именно эта внутренняя борьба, «великий
перелом» в сознании и образе мышления се-
редняка, отображается в одном из персона-
жей — Кондрате Майданникове. Характер
Майданникова показан не только в схватке
с противниками колхозного строя, но и в той
внутренней борьбе, которую ведет он с «под-
люкой жалостью к своему добру». Портрет
героя создают немногочисленные детали:
Кондрат, «невысокий, в сером зипуне, ка-
зак», на голове у него «выцветшая буденов-
ка». Собираясь выступить на общехуторском
собрании, «Майданников достал засаленную
записную книжонку, торопливо стал искать
исчерченные каракулями странички». Го-
ворит он о беспросветной жизни середняка,
«тоскуя глазами». Майданников мучительно
ищет путь спасения середняка от нищеты
и приходит к выводу, что это путь в колхоз.
Кондрат понимает, что «рабская» привязан-
ность к собственности мешает таким же, как
он, идти по пути новой колхозной жизни. Как
«мое», нажитое кровью и потом, будет там,
в колхозе, «общим»? Сознание Майданникова
приходит в противоречие с его привычками,
чувствами.
Наблюдая за переживаниями Кондрата,
мы можем представить, чтб происходило в
душах крестьян в годы коллективизации.
Майданников ведет свой скот в колхоз, он
справился со своей задачей, но конфликт не
кончился. Кондрат погнал скотину к речке.
«Напоил. Быки повернули было домой, но
Кондрат с затаенной на сердце злобой, наез-
жая конем, преградил им дорогу, направил
998
к сельсовету.» Мысли Майданникова, как
льдины во время ледохода, наплывают друг
на друга, вертятся вокруг одного: «Как будет
в колхозе? Всякий ли почувствует, поймет
так, как понял он, что путь туда единствен-
ный, что это неотвратимо? Что как ни жалко
вести и кинуть на общие руки худобу, вы-
росшую вместе с детьми на земляном полу
хаты, а надо вести. И подлюку жалость эту
к своему добру надо давить, не давать ей хо-
ду к сердцу».
Всего один месяц прошел с тех пор, как
Кондрат записался в колхоз, а какие значи-
тельные изменения произошли в его жизни
и сознании! Он охотно участвовал в раскулачи-
вании, добросовестно относится к своей работе.
С судьбой колхоза теперь накрепко связана
судьба Майданникова, дела колхозные посте-
пенно становятся и его личными делами, а вот
по ночам по-прежнему плохо ему спится, жа-
лость к своему добру еще не умерла в душе
Кондрата. Правда, раньше Майданников ду-
мал только о себе, о своей семье, а теперь раз-
думывает о судьбе угнетенных всего мира.
Шолохов показывает, как меняется со-
знание человека, как вчерашний середняк
становится колхозником, как начинает со-
знавать он личную ответственность за судь-
бу своей великой Родины, первой в мире с
огромными трудностями прокладывающей
человечеству путь к казавшемуся тогда сов-
сем недалеким светлому будущему — ком-
мунизму.
Борьба за новую жизнь требуют от Май-
данникова напряжения всех духовных сил.
Самое трудное для него — преодолеть при-
вычки собственника, победить любовь к сво-
ему, с таким трудом нажитому добру. Днем,
когда Кондрат занят в колхозе, он забывает-
ся в работе. Дома же, особенно по ночам, не
дает ему спать «проклятая жаль». Мучи-
тельные ночные думы в самый трудный, по-
воротный момент жизни невольно переносят
его в прошлое, заставляют вспомнить весь
его жизненный путь. Мы видим, что так же,
как единоличное хозяйствование воспитало в
нем собственника, рождало привычки, от ко-
торых «холодит сердце тоской и скукой», так
и коллективный труд заставляет Кондрата
думать о делах колхозных, волноваться за
них. «Ох трудно! И зачем зараз птицу сво-
дить?» Думая о собственной нужде, Кондрат
думает о нужде, какую терпит строящая пя-
тилетку страна, и сжимает под дерюжкой
кулаки, с ненавистью мысленно говорит тем
рабочим Запада, которые не за- коммунис-
тов: «Продали вы нас за хорошее жалованье
от своих хозяев! Променяли вы нас, бра-
тушки, на сытую жизнь! Али вы не видите
через границу, как нам тяжко подымать хо-
зяйство? »
Так совершенно естественно проходит пе-
ред нами вся жизнь Майданникова, изобра-
жается поворот его сознания; показывается,
как вырывается Кондрат из мира своей про-
шлой жизни и растворяется своим сознанием
в новом и непривычном. ему коллективном
укладе жизни. На производственном совеща-
нии Майданников' с недоверием относится к
хозяйственной деятельности Островного, ин-
тересуется нормами выработки, учета и оп-
латы. Добросовестно работая, он требует того
же и от других колхозников. «Пусть всякий
получает столько, сколько зарабатывает» —
так ставит вопрос Кондрат.
Важно отметить, что Майданников тянет-
ся к знанию, стремится понять и практичес-
ки использовать все новое в агрономии. Ког-
да Яков Лукич рассказывал, как надо «сеять
по науке», Кондрат слушал его «жадно, с от-
крытым ртом, задавая вопросы, вникая во
все подробности». Ко времени «бабьего бун-
та» Кондрат уже настолько зарекомендовал
себя в колхозе, что именно ему доверил Давы-
дов ключи от амбаров и послал за помощью
в бригаду. Майданников не только хорошо ра-
ботает, но и стремится подтянуть отстающих,
борется с лодырями, организует наиболее
рентабельно труд бригады, чего не смог сде-
лать сам бригадир. Правильной расстановкой
рабочей силы, организацией учета выработ-
ки каждого колхозника Кондрат практически
разрешает вопрос, им же поставленный на
производственном совещании перед началом
посевной. На пахоте Кондрат разоблачает
«кулацкого агента» Атамангукова, пытающе-
гося деморализовать бригаду и своей недоб-
росовестной работой вредящего колхозу.
Майданников дорожит авторитетом руково-
дителя колхоза.
Автор показывает, как формировалось
новое отношение к труду, складывался ха-
999
рактер «коллективного» человека. Кондрат,
по словам Давыдова, «самый фактический
ударник». Труд Майданникова — творчес-
кий, поэтому и работает он с увлечением,
осознавая себя и подобных себе тружеников
«заглавной фигурой в Советском государст-
ве», Кондрат готов «воевать за Советскую
власть», готов в колхозе работать «на со-
весть», но от предложения Нагульнова всту-
пить в Коммунистическую партию отказыва-
ется. «Раз я ищо не отрешился от собствен-
ности, значит, мне и в партии не дозволяет
совесть быть», — с дрожью в голосе говорит
он Макару. Это признание Кондрата с особой
силой подчеркивает его правдивость, душев-
ную чистоту и лишний раз убеждает в том,
что Майданников победит в себе остатки соб-
ственнического чувства, вступит в партию
и будет подлинным коммунистом.
Самоотверженно работая в колхозе, он
окончательно излечивается от «приверженно-
сти к собственным быкам» и вступает в пар-
тию. Не кто иной, как Кондрат Майданников,
сменяет сраженного вражеской пулей Давы-
дова на посту председателя гремяченского
колхоза. Здесь в колхозе, в коллективном тру-
де Кондрат становится новым человеком. «Ве-
ликий перелом» свершился.