ОБРАЗЫ ЖЕНЩИН-КАЗАЧЕК
В РОМАНЕ М. ШОЛОХОВА
«ТИХИЙ ДОН»
Автор повествует о сложнейшем времени
в истории России на переломе эпох. Множе-
ство страданий пришло на Донскую землю.
Рушился привычный уклад жизни, ломались
судьбы, гибли целые семьи в горниле граж-
данской войны. В романе нет ни одной семьи,
в которую война и революция не принесла
бы горя. Свою долю тягот гражданской вой-
ны стойко несли женщины, жены и матери,
сестры и любимые казаков. Тяжелый, пере-
ломный момент в жизни донских казаков по-
казан автором сквозь призму жизни членов
семьи Мелеховых, жителей хутора Татар-
ского. Оплотом этой семьи является мать
Григория, Петра и Дуняшки Мелеховых —
Ильинична. Читатель знакомится уже с по-
жилой казачкой, когда выросли сыновья, а
младшая, Дуняшка, уже подросток. Спокой-
ная мудрость — одна из главных черт харак-
тера этой женщины. Да иначе она просто не
смогла бы жить со своим импульсивным и
эмоциональным мужем. Без лишнего шума
и суеты она ведет свой дом, заботится о де-
тях и внуках, не забывая и об их душевных
переживаниях. В ее доме чистота и порядок.
Ильинична экономная и расчетливая хозяй-
ка. Не только внешний порядок поддержи-
вает она в доме, но и следит за моральной
атмосферой в семье. Узнав о связи Григория
и Аксиньи, она резко высказывается против
этого и прилагает все усилия, чтобы женить
сына и прервать порочные отношения. По-
нимая, как непросто Наталье жить с Григо-
рием, она относится к ней словно к родной
дочери, старается облегчить ее труд, жа-
леет ее, даже дает иной раз лишний час по-
спать. Такие отношения не были нормой:
автор приводит пример свекрови Аксиньи,
которая заставила молодую невестку выпол-
нять тяжелую работу уже на следующий
день после свадьбы. То, что Наталья живет
в доме у Мелеховых, после попытки само-
убийства, многое говорит о характере Ильи-
ничны. Значит, в этом доме было душевное
тепло, в котором так нуждалась молодая
женщина. Многое пришлось перенести Иль-
иничне. Одним из самых трудных испыта-
ний стала гибель Петра. Плач Ильиничны
над телом сына — яркая и величественная
картина. Каково матери похоронить сына,
увидеть его убитым! Недаром Григорий ду-
мает о том, что лучше бы Петра убили где-
нибудь в Галиции, а не здесь, чуть ли не на
глазах матери.
В любой жизненной ситуации Ильинична
глубоко порядочна и, главное, душевна. Она
понимает Наталью, которую измучили из-
мены Григория, дает ей выплакаться, а по-
том пытается отговорить от необдуманных
поступков. Нежно ухаживает за больной На-
тальей, за своими внуками, кровинушками.
На все хватает сил и внимания старой казач-
ке. Частенько ей приходится защищать, по-
рой буквально своим телом, домочадцев от
необузданного гнева Пантелея Прокофье-
вича. Осуждая за слишком вольное поведе-
ние Дарью, она тем не менее скрывает ее бо-
лезнь от мужа, чтобы тот не выгнал ее из до-
ма, поддерживает легкомысленную невестку.
Есть в ней какое-то величие, способность не
обращать внимание на мелочи, а видеть глав-
ное в жизни семьи. Не задумываясь, она вы-
бегает на баз, чтобы завести Мишатку в дом,
1006
когда двор уже обстреливался повстанцами.
То, что нужно в данный момент, она спокой-
но делает. Нужно было остаться в доме с
больной Натальей и детьми, и она остается,
и старается оберегать домочадцев в это не-
простое время.
В любой ситуации Ильинична полна до-
стоинства. После страшного поступка Да-
рьи — убийства коммуниста, она отказыва-
ется ночевать с ней в одном доме, уходит к
соседям. После тяжелейших потерь: гибели
Петра, смерти Натальи, самоубийства Дарьи,
смерти на чужой ставропольской земле му-
жа — на долю Ильиничны приходит еще од-
но труднейшее испытание. Дочь, Дуняшка,
отдает свое сердце убийце Петра. Как мате-
ри пережить такое? Видеть убийцу сына в
своем доме, за столом — чье сердце выдер-
жит это? И она всей силой характера проти-
востоит браку. Но поистине нет границ вели-
кодушию этой простой женщины: в ее серд-
це просыпается жалость к Мишке, когда она
видит его немощь, как истрепала его болезнь.
Она ставит перед ним тарелку с молоком,
как бы разрешая жить в доме. И с болью
в сердце она благословляет этот брак. Не-
удивительно, что Ильинична как бы отходит
от жизни после всех перенесенных потерь.
Она вспоминает свою молодость, грудного
Григория, ласковый взгляд мужа. Только о
Григории все ее мысли, он остался единст-
венной ниточкой, связывающей ее с миром.
Поэтому она так сближается в последние ме-
сяцы жизни с Аксиньей. Их объединяет тре-
вога за его судьбу, страстное желание полу-
чить весточку. Ильинична уходит из жизни
просто и благородно, так как она и прожила
ее. «Мудрость и спокойствие, верность се-
мье» — эти слова как бы отражают жизнен-
ные принципы простой и такой проницатель-
ной женщины.
Так же предана своему мужу и другая
героиня романа — Наталья. Что бы ни про-
исходило, всегда всем сердцем она любила
Григория. О силе чувства Натальи говорит
ее попытка самоубийства после ухода мужа.
Для чего жить без любимого? Все ее мысли
о нем. Красавица, дочь зажиточного казака,
которая могла выбирать себе жениха, она от-
дала сердце Григорию. Сделав свой выбор,
она больше не отступала, пыталась отвое-
вать мужа у разлучницы Аксиньи. И почти
добилась своего. Григорий начал понимать
и ценить свою жену, прекрасную мать его
детей.
Но слишком многое пришлось испытать
этой молодой женщине, измучено было ее
сердце постоянной борьбой. Она не выдер-
жала новой измены Григория. После страш-
ного, мучительного душевного напряжения,
когда она призывала смерть на голову столь
любимого ею человека, Наталья прощает
его. Но решается избавиться от беременно-
сти. Гордость толкает ее на этот поступок.
И Наталья умирает, оставив детей и Григо-
рия. Только после смерти жены Григорий
понимает, как много она для него значи-
ла, каким сильным и красивым человеком
была.
В романе Наталье противостоит Акси-
нья. Статная красавица, на которую всегда
обращали внимание мужчины, она была
глубоко несчастна. В юности ее изнасиловал
пьяный отец, и это наложило отпечаток на
всю ее дальнейшую жизнь. Муж, Степан,
любил ее, но так и не смог ей простить того,
что она не осталась целомудренной до за-
мужества. Избивал ее, оставлял на жену
тяжелую работу, себя не очень утруждая.
«Железные» руки мужа постоянно вспоми-
нает Аксинья. Страшно и тяжело он ее бил.
Аксинья полюбила Григория, отдалась ему
со всем пылом своего неистраченного серд-
ца. Это чувство красной нитью проходит че-
рез всю жизнь Аксиньи. Она готова идти за
Григорием на край света, куда бы он ее ни
позвал. Но нет счастья для Аксиньи. Нача-
ло ее жизни с Григорием отравлено неясно-
стью с отцовством ребенка, которого Акси-
нья носит под сердцем. Но когда появилось
убеждение, что дочь от любимого человека,
она теряет ребенка, девочка умирает. От от-
чаяния Аксинья кидается в объятия «уте-
шителя», Евгения Листницкого, и от нее
уходит Григорий. Оскорбленный изменой,
Григорий возвращается к жене. Аксинья ос-
тается одна. От безысходности она возвра-
щается к нелюбимому и постылому Степа-
ну. Но живет Аксинья с затаенной надеж-
дой вернуть Григория и дожидается своего
часа. Уставший от сомнений Григорий снова
начинает встречаться с Аксиньей: столь ве-
1007
лико их чувство. После смерти Натальи Ак-
синья тактично как бы отходит от Григория,
понимая, как ему тяжело. Но сердце ее тя-
нется к нему, поэтому она так ласкова с сыном
Григория, Мишаткой, играет с ним, кормит,
рассказывает сказки. Напрасно Ильинична уп-
рекает ее в корыстных целях, дескать, хо-
чет через сына привязать к себе Григория.
Просто любовь Аксиньи столь велика, что
даже малейшее напоминание о любимом —
такой же взгляд, блеск глаз, улыбка — ра-
дует ее сердце.
Когда бы Григорий ни позвал Аксинью за
собой, она беззаветно готова идти за ним. Ак-
синья умирает на руках любимого, и это ста-
новится следующим страшным ударом для
него. Может быть, самым страшным. «Чер-
ное солнце» теперь светит одинокому Григо-
рию, он остался без теплого, нежного солнеч-
ного света — любви Аксиньи. В этой безза-
ветной любви был смысл ее жизни, ее сила
и красота.
Разных женщин встречает читатель на
страницах романа. Они живо встают перед
глазами, каждая со своим характером, непо-
вторимая. Вместе с ними читатель смеется
и грустит, живет их яркой, полнокровной
жизнью вольных, сильных дочерей донских
степей.