ВОЗВРАЩЕНИЕ МАЙДАННИКОВА
К ЗЕМЛЕ
(по роману М. Шолохова
«Понятая целина»)
Когда я думаю о допущенных большеви-
ками ошибках во время коллективизации,
мне всегда вспоминается Кондрат Майданни-
ков, герой «Поднятой целины» Михаила Шо-
лохова.
Судьбу коллективизации решал середняк.
Беднейшее крестьянство, в основном, поддер-
живало политику Советской власти, а в душе
середняка происходила внутренняя борьба:
стремление к новой жизни боролось с чувст-
вом собственности. Именно эта внутренняя
борьба в сознании середняка отображается в
одном из персонажей романа — Кондрате
Майданникове.
Портрет Майданникова создают немно-
гочисленные детали: Кондрат «невысокий,
в сером зипуне, казак», на голове у него «вы-
цветшая буденовка». Собираясь выступить
на общехуторском собрании, «Майданников
достал засаленную записную книжонку, то-
ропливо стал искать исчерченные караку-
лями странички». Говорит Майданников о
беспросветной жизни середняка, «тоскуя
глазами».
Майданников ищет путь спасения серед-
няка от нищеты и приходит к выводу, что
этот путь ведет в колхоз. Кондрат понимает,
что «рабская» привязанность к собственнос-
ти мешает таким, как он, казакам, идти по
пути новой колхозной жизни. Как же это —
«мое», нажитое потом, будет там, в колхозе,
«общим»?
Сознание Майданникова приходит в про-
тиворечие с его привычками и чувствами. На-
блюдая за переживаниями Кондрата, мы мо-
жем представить, что происходило в душах
крестьян в годы коллективизации.
Майданников ведет свой скот в колхоз, он
пересилил себя, но конфликт еще не нашел
разрешения. Кондрат погнал скотину к реч-
ке. «Напоил. Быки повернули было домой,
но Кондрат с затаенной на сердце злобой, на-
езжая конем, преградил им дорогу, направил
к сельсовету».
Мысли Майданникова, как льдины во
1027
время ледохода, наплывают друг на друга,
вертятся вокруг одного: «Как будет в колхо-
зе? Всякий ли почувствует, поймет так, как
понял он, что путь туда единственный, что
это неотвратимо? Что как ни жалко вести
и кинуть на общие руки худобу, выросшую
вместе с детьми на земляном полу хаты,
а надо вести. И подлюку-жалость эту к сво-
ему добру надо давить, не давать ей ходу
к сердцу».
Всего один месяц прошел с тех пор, как
Кондрат записался в колхоз, а какие значи-
тельные изменения произошли в его жизни
и сознании. Кондрат охотно участвовал в рас-
кулачивании, добросовестно относится к сво-
им обязанностям по работе. С судьбой колхо-
за теперь накрепко связана судьба Майданни-
кова, дела колхозные постепенно становятся
и его личными делами.
А вот по ночам по-прежнему плохо ему
спится, жалость к своему добру еще не умер-
ла в душе Кондрата. Правда, раньше Май-
данников думал только о себе, о своей семье,
а теперь раздумывает о судьбе угнетенных
всего мира.
Борьба за новую жизнь требует от Майдан-
никова напряжения всех духовных сил. Самое
трудное для него — это преодолеть привычки
собственника, победить тоску по своему с та-
ким трудом нажитому добру. Днем, когда Кон-
драт занят в колхозе, он забывается в работе.
Дома же, особенно по ночам, не дает ему спать
«проклятая жаль».
Мучительные ночные думы в самый труд-
ный, поворотный момент жизни невольно пе-
реносят его в прошлое, заставляют вспом-
нить весь свой жизненный путь. Наблюдая
за мыслями Майданникова, мы видим, что
так же, как единоличное хозяйствование вос-
питало в нем собственника, рождало привыч-
ки, от которых «холодит сердце тоской и ску-
кой», так и коллективный труд заставляет
Кондрата думать о делах колхозных, волно-
ваться из-за них.
Думая о собственной нужде, «Кондрат
думает о нужде, какую терпит строящая пя-
тилетку страна, и сжимает под дерюжкой
кулаки, с ненавистью мысленно говорит тем
рабочим Запада, которые не за коммунистов:
«Продали вы нас за хорошее жалование от
своих хозяев! Променяли вы нас, братуш-
ки, на сытую жизнь! Али вы не видите че-
рез границу, как нам тяжко подымать хо-
зяйство?»
Так совершенно естественно проходит пе-
ред нами вся жизнь Майданникова, изобра-
жается поворот его сознания; показывается,
как вырывается Кондрат из мира своей про-
шлой жизни и растворяется сознанием в но-
вом и непривычном ему коллективном укла-
де жизни.
На производственном совещании Майдан-
ников с недоверием относится к хозяйствен-
ной деятельности Островного, интересуется
нормами выработки, учета и оплаты. Добро-
совестно работая, он требует того же и от
других колхозников. «Пусть всякий получа-
ет столько, сколько зарабатывает», — так
ставит вопрос Кондрат.
Важно отметить, что Майданников тянет-
ся к знанию, стремится понять и практичес-
ки использовать все новое в агрономии. Ког-
да Яков Лукич рассказывал, как надо «сеять
по науке», Кондрат слушал его «жадно, с от-
крытым ртом, задавая вопросы, вникая во
все подробности».
Ко времени «бабьего бунта» Кондрат уже
настолько зарекомендовал себя в колхозе, что
именно ему доверил Давыдов ключи от амба-
ров и послал за помощью в бригаду.
Майданников не только хорошо работает,
но и стремится подтянуть отстающих, борет-
ся с лодырями, организует наиболее рента-
бельно труд бригады, чего как раз не смог
сделать сам бригадир.
Правильной расстановкой рабочей силы,
организацией учета выработки каждого
колхозника Кондрат практически разреша-
ет вопрос, им же поставленный на произ-
водственном совещании перед началом по-
севной.
Автор показывает, как формировалось но-
вое отношение к труду, как складывался ха-
рактер «коллективного» человека. Кондрат, по
словам Давыдова, «самый фактический удар-
ник». Труд Майдацникова творческий, поэто-
му и работает он с увлечением, осознавая се-
бя и подобных себе тружеников «заглавной
фигурой в Советском государстве». Кондрат
готов «воевать за Советскую власть», готов
в колхозе работать «на совесть», но от предло-
жения Нагульнова вступить в Коммунистиче-
1028
скую партию отказывается. «Раз я ищо не от-
решился от собственности, значит, мне и в
партии не дозволяет совесть быть», — с дро-
жью в голосе говорит он Макару.
Это признание Кондрата с особой силой
подчеркивает его правдивость и душевную
чистоту. Самоотверженно работая в колхозе,
он окончательно излечивается от «привер-
женности к собственным быкам» и вступает
в партию. Не кто иной, как Кондрат Майдан-
ников сменяет сраженного вражеской пулей
Давыдова на посту председателя гремячен-
ского колхоза. Здесь в колхозе, в коллектив-
ном труде Кондрат становится новым чело-
веком.
Писатель Шолохов образом своего героя
Кондрата Майданникова хотел убедить чита-
теля, что коллективизм выше индивидуализ-
ма. Но это не всегда бывает так. Коллекти-
визм породил полную безответственность, от-
чего колхозная система загубила сельское
хозяйство. Человек на земле должен чувство-
вать себя хозяином. Таким был Кондрат Май-
данников. Колхозная система не убила в нем
эту суть, он и в общественном хозяйстве ос-
тавался прежним тружеником.
Но последующие поколения крестьян в
колхозах теряли это чувство ответственнос-
ти перед землей. Теперь нам снова нужны
Кондраты Майданниковы, потому что именно
такие люди подняли бы теперь фермерские
хозяйства.
Нельзя было убивать частнособственниче-
ские инстинкты крестьянина. В этом ошибка
коммунистов.