ТРАГИЗМ СУДЬБЫ
РУССКОГО КРЕСТЬЯНСТВА
В РОМАНЕ Б. МОЖАЕВА
«МУЖИКИ И БАБЫ»
Б. Можаев в романе «Мужики и бабы»
первым в русской литературе показал тра-
гизм судьбы русского крестьянства в период
коллективизации. Роман создавался автором
спустя четыре десятилетия после тех собы-
тий, и Можаев мог уже с высоты времени
оценить суть и последствия проведенной в
30-е годы кампании раскулачивания и сплош-
ной коллективизации. Несмотря на то, что это
произведение было написано не по горячим
следам, оно вызвало большой резонанс. Ко
времени появления романа, а это был 1980 год,
у ряда историков и экономистов еще только
зарождались сомнения, правомерны ли были
те методы, которыми проводилась коллекти-
визация, нужно ли было ее проводить вооб-
ще. Борис Можаев своим произведением сме-
ло вступил в эту полемику.
Роман-хроника Можаева описывает собы-
тия последних месяцев 1929 — начала 1930 го-
дов. Рассказывая о том, что происходило в
это время в одном районе России, автор со-
здал обобщенную картину коллективизации.
В первой книге романа Борис Можаев пока-
зывает деревенский мир, в котором царят
лад и согласие. Показательны такие мысли
председателя артели Зиновия Тимофеевича
Кадыкова: «...изменилось село, пообстроились
за каких-нибудь последних восемь-семь лет,
прямо не узнать. На месте осиновых да бере-
зовых потемневших от времени изб с соло-
менными крышами... появились красные кир-
пичные дома с высокими цоколями из белого
тесаного камня...
Вот они что делают, государственные кре-
диты, да кооперация, да вольные промыслы,
артели, торговля... Купцы разоряются, а коо-
перация стоит. Ну да и то сказать — налоги
подсекают под самый корень купеческие до-
ходы. Зато мужикам воля, — стройся, ребята,
работай, торгуй на всю катушку». Такой ви-
дится писателю деревня периода нэпа, дожи-
вающая свои последние дни.
И вот во второй книге романа мы видим,
как ровное течение крестьянской жизни пре-
рывает коллективизация. Этот процесс по-
казан Можаевым как коренная ломка века-
ми сложившихся на селе устоев и традиций.
Коллективизация затрагивает интересы каж-
дого крестьянина. Разрушаются хозяйства
не только единоличников, которых облагают
все новыми и новыми налогами. Разрушает-
ся сам социальный тип крестьянина-труже-
ника. Такие герои романа, как учитель Дми-
трий Успенский, Мария Обухова, ОЗИМОЕ,
пытаются осмыслить бурные события начала
1930 года. В споре с Ашихминым Дмитрий
Успенский доказывает: «Одно дело — доре-
волюционный кулак, совсем иное дело — по-
слереволюционный. Земельные наделы по
едокам нарезаны. Если все его богатство от
собственного труда да от казенного надела,
так что же это за кулак?.. Где, с какой коро-
вы кончается крестьянин-середняк, а начи-
нается кулак... Где тот устав или хотя бы бу-
мажная директива, которая определила бы
размер кулацкого хозяйства? Раньше в Рос-
сии кулаком назывался барышник, ростов-
щик, перекупщик, а не хлебороб...»
В жизни можаевского села отражаются
острые столкновения между партийными ра-
ботниками и крестьянами, которых с легкос-
тью причисляли к кулакам. Действия пар-
тийных руководителей в первую очередь бы-
ли направлены против зажиточных крестьян,
которые смогли использовать возможнос-
ти, предоставившиеся нэпом. Источником их
благосостояния был непосильный труд, уме-
ние вести дело и материальная заинтересо-
ванность. Такие хозяева в числе первых по-
падали под раскулачивание. Чтобы вынудить
их вступить в колхоз, власти устанавливали
1037
непомерные налоги и «твердые задания». Это
послужило причиной распродажи многими
крестьянами своего имущества, а некоторые
из них, например, Скобликовы, просто бежа-
ли из родного дома.
Можаев показывает, что даже такие че-
стные люди, как Андрей Иванович Бородин,
Мария Обухова, не могут остановить царя-
щий в селе беспредел. То, что эти люди ста-
новятся на защиту крестьян, оборачивается
против них. Например, скрывающемуся от
заседаний Бородину передают такие слова
Кречева: «...ежели не приедет, хлебные из-
лишки начислим на него самого, чтоб другим
неповадно было бегать с актива». Автор ро-
мана показывает, что насильственная по-
литика по отношению к крестьянам ведет
к забвению извечных нравственных ценнос-
тей. Теперь в обществе поощряется стукаче-
ство, доносительство, жестокость и преда-
тельство. Доказательством этому служит
окружение партийного руководства. В числе
приближенных к Возвышаеву — «бездель-
ник и горлохват» Ротастенький и Сеня Зе-
нин, а не крестьяне, пользующиеся автори-
тетом в селе. Это и не удивительно. Ведь та-
кие действия властей, как закрытие церкви
и переоборудование ее под склад сельхоз-
продукции или выселение крестьянских се-
мей из их собственных домов вызывали лишь
резкое недовольство и сопротивление чест-
ных крестьян-тружеников.
Однако несмотря на произвол наделенных
властью, большинство людей остаются верны
своим жизненным принципам. Они проявляют
дружескую солидарность, участие, они не пре-
кращают отстаивать то, что считают справед-
ливым и гуманным. Этими качествами облада-
ют учитель Дмитрий Успенский, Мария Обу-
хова, Андрей Иванович Бородин, мужественно
сопротивляющийся давлению свыше, и многие
другие герои романа. Дмитрий Успенский, а
вместе с ним и автор, пытается понять, как та-
кое стало возможным: «Все, что связано с на-
родом, с его укладом жизни, с верой, с религи-
ей — исторический опыт — всего лишь изга-
женная почва, которую-де надо расчистить.
Отсюда и идет эта историческая нетерпимость,
отсутствие трезвости, стремление сотворить
социальное чудо. Где уж тут считаться с ма-
лыми детьми или со стариками».
Этими словами Можаев говорит, что
нельзя одним махом решить судьбу дерев-
ни. Нужно очень бережно относиться к тра-
дициям крестьянства, вникнуть в психоло-
гию земледельца. Автор утверждает, что
многое в коллективизации было не продума-
но, сделано в спешке. Роман Можаева по-
казывает, что такие действия принесли кре-
стьянству большой вред, обострили челове-
ческие отношения, а многих людей просто
лишили смысла жить и работать дальше ,ц
О том, какие социальные последствия имела
кампания по раскулачиванию, мне кажется,
очень точно сказал академик В.А.Тихонов,
написавший предисловие к роману Можаева
«Мужики и бабы». «Если допустить, что лик-
видации подвергались наиболее умелые,
опытные и старательные хлеборобы, а от-
вергнуть такое предположение невозмож-
но, — пишет В.А.Тихонов, — то, значит,
процесс «раскулачивания» послужил нача-
лом первой и наиболее трагической истори-
ческой сцены «раскрестьянивания», т. е. из-
живания крестьянства как крупной социаль-
ной, качественно отличающейся от других
группы населения, с ее... особым крестьян-
ским укладом жизни».