НЕИСТОВЫЕ РОМАНТИКИ
А. ПЛАТОНОВА
Неисправимый идеалист и романтик,
А. П. Платонов верил в «жизненное творче-
ство добра», в «мир и свет», хранящиеся в че-
ловеческой душе, в занимающуюся на горизон-
те истории «зарю прогресса человечества».
Писатель-реалист А. П. Платонов видел
причины, заставляющие людей «экономить
свою природу», «выключать сознание», пере-
ходить «изнутри вовне», не оставляя в душе
ни единого «личного чувства», «терять ощу-
щение самого себя».
Он понимал, почему «жизнь на время ос-
тавляет» того или иного человека, подчиняя
его без остатка ожесточенной борьбе, почему
1043
«неугасимая жизнь» то и дело гаснет в лю-
дях, порождая вокруг мрак и войну.
А. П.Платонов принадлежит к тем не-
многочисленным авторам, кто услышал в ре-
волюции не только «музыку», но и отчаян-
ный крик. Он увидел, что добрым желаниям
иногда соответствуют злые дела, а в замыс-
лах добра кто-то предусмотрел для усиления
своей власти уничтожение многих ни в чем
не повинных людей, якобы мешающих обще-
му благу.
А. П. Платонов ни на кого не похож. Каж-
дый, кто впервые открывает его книги, сразу
же вынужден отказаться от привычной бег-
лости чтения: глаз готов скользить по знако-
мым очертаниям слов, но при этом разум от-
казывается поспевать за ним.
Какая-то сила задерживает восприятие
читателя на каждом слове, на каждом соче-
тании слов. И здесь не тайна мастерства, а
тайна человека, разгадывание которой, по
убеждению Достоевского, есть единственное
дело, достойное того, чтобы посвятить ему
жизнь.
Герои А. П. Платонова говорят о «проле-
тарском веществе» {сам Платонов говорил о
«социалистическом веществе»). В эти поня-
тия он включает живых людей. У А. П. Пла-
тонова идея и человек не сливаются. Идея не
закрывает человека наглухо. В его произве-
дениях мы видим именно «социалистическое
вещество», которое стремится из себя самого
построить абсолютный идеал.
Из кого же состоит живое «социалистиче-
ское вещество» у А. П. Платонова?
Из романтиков жизни в самом полном
смысле этого слова. Они мыслят масштаб-
ными общечеловеческими категориями и
свободны от каких бы то ни было проявле-
ний эгоизма. Они непритязательны, неудоб-
ства быта переносят легко, как бы не заме-
чая их вовсе. Откуда эти люди приходят,
каково их прошлое, не всегда можно устано-
вить, поскольку для Платонова это не самое
важное.
Все они — преобразователи мира. Гума-
низм этих людей и вполне определенная со-
циальная направленность их устремлений
заключается в поставленной цели подчинить
силы природы человеку. Именно от них надо
ждать достижения мечты. Именно они когда-
нибудь смогут обратить фантазию в реаль-
ность и сами не заметят этого.
Этот тип людей представлен инженера-
ми, механиками, изобретателями, философа-
ми, фантазерами — людьми раскрепощенной
мысли.
Герои-романтики Платонова политикой,
как таковой, не занимаются. Они рассмат-
ривают свершившуюся революцию как ре-
шенный политический вопрос. Все, кто ре-
волюции противился, потерпели поражение
и сметены.
Вторая группа персонажей — это роман-
тики битвы, люди, сформировавшиеся на
фронтах гражданской войны. Бойцы. Чрез-
вычайно ограниченные натуры, каких в мас-
совом порядке обычно порождает эпоха битв.
Бесстрашные, бескорыстные, честные, пре-
дельно откровенные. Все в них запрограмми-
ровано на действие.
В силу понятных причин именно они,
вернувшиеся с фронта, пользовались в побе-
дившей республике безоговорочным довери-
ем и моральным правом на руководящие по-
сты. Они приступают к делу с наилучшими
намерениями и с присущей им энергией, но
вскоре обнаруживается, что большинство из
них в новых условиях чисто автоматически
руководит так, как командовало полками и
эскадронами на войне.
Получив посты в управлении, они не уме-
ли ими распорядиться. Непонимание проис-
ходящего порождало в них повышенную по-
дозрительность. Они путались в отклонениях,
перегибах, перекосах, уклонах. Безграмот-
ность была той почвой, на которой расцвета-
ло насилие.
В романе «Чевенгур» А. Платонов изобра-
зил именно таких людей. Получив неограни-
ченную власть над уездом, они в приказном
порядке решили отменить труд. Рассуждали
примерно так. Труд — причина народных
страданий, поскольку трудом создаются ма-
териальные ценности, которые приводят к
имущественному неравенству. Стало быть,
надо ликвидировать первопричину неравен-
ства — труд. Кормиться же следует тем, что
природа рождает.
Так, по своей безграмотности, они прихо-
дят к обоснованию теории первобытнообщин-
ного коммунизма.
1044
При всей сложности восприятия действи-
тельности А. Платоновым в целом создается
картина, которая удивительным образом от-
ражает суть эпохи и отвечает на самые важ-
ные вопросы. Почему простой народ так яро-
стно принял сторону большевиков, втянулся
в их действия и даже в какой-то немалой ча-
сти своей помогал творить сталинские зло-
деяния?
Почитайте А. Платонова, многое прояс-
нится.