ПРОРОЧЕСТВО А. ПЛАТОНОВА
В ПОВЕСТИ «КОТЛОВАН»
Творчество Андрея Платонова помогает
современному читателю разобраться в собы-
тиях, происходивших в России в 20—30-е го-
ды XX века, в период укрепления в нашей
стране Советской власти. К числу произве-
дений, правдиво отразивших события этого
времени, относится его известная повесть
«Котлован».
Платонов начал писать ее в декабре 1929 го-
да, в самый пик «великого перелома», или,
как говорится в самой повести, в «светлый
момент обобществления имущества». Работа
писателя над «Котлованом» была закончена
в первой половине 1930 года. Эта своеобраз-
ная повесть — и социальная притча, и фило-
софский гротеск.
Главный герой произведения Вощев по-
падает в бригаду, которая должна вырыть
котлован. Мы узнаем, что раньше Вощев ра-
ботал на заводе, но был уволен оттуда за то,
что задумался над «планом общей жизни».
Таким образом, в самом начале повести пе-
ред нами предстает традиционный для рус-
ской литературы образ народного искателя
счастья и правды. В то же время это пред-
ставитель первого поколения советской ин-
теллигенции, едва нарождавшейся в двадца-
тые годы. Вощев тоскует из-за того, что никто
не может ему объяснить, в чем заключается
смысл жизни. Однако вскоре рабочие-зем-
лекопы объясняют ему, что смысл жизни —
в работе на благо будущих поколений.
Чиклин, Сафронов и другие рабочие жи-
вут в ужасных условиях, работают до тех
пор, пока есть силы. Они живут «впрок», «за-
готовляя» свою жизнь для будущего всеоб-
щего благоденствия. Эти люди негативно
относятся к размышлениям Вощева, потому
что, по их мнению, мыслительная деятель-
ность является отдыхом, а не работой. А от-
дыхать сейчас не время. Выходит, что за-
думавшийся «среди общего темпа труда»
Вощев потенциально опасен для идеи рытья
ямы. А ведь ее роют согласно директиве
сверху, в соответствии с генеральной линией!
Но герой не может разобраться, зачем нужен
этот котлован. Он просто разрастается во все
стороны благодаря ударному труду рабочих,
не приобретая при этом никакой функцио-
нальности.
Сомнения главного героя передают нам
мысли самого автора, оказавшиеся действи-
тельно пророческими. Котлован строится на
энтузиазме рабочих до бесконечности — он
будет постоянно расти, калеча землю, унич-
тожая пашни и реки... Потому что главное,
что движет людьми, которые руководят этим
«проектом», — «угодить наверняка и забе-
жать вперед генеральной линии». К сожале-
нию, огромное количество ударных и часто
бессмысленных строек советских времен
действительно изменило нашу землю порой
до неузнаваемости. В «Котловане» Платонов
пытался предупредить своих современников
об этом. Но его повесть не была напечатана,
потому что во времена единомыслия нельзя
иметь свое мнение. И об этом Платонов тоже
говорит своей повестью.
Тема овладевшего людьми всеобщего
пс'ихоза, превращения человека в «винтик»
системы — едва ли не главная в «Котлова-
не». Создав скорбный гротеск, Платонов по-
казывает массовый психоз всеобщего по-
слушания, безумной жертвенности. Судьба
Вощева трагична. Он так и не нашел ис-
тины: не только сути бытия, но и истины
более близкой, которая помогла бы ему со-
вершать ежедневные поступки осмысленно
и достойно. Ведь даже идея светлого буду-
щего, олицетворением которой в повести
является девочка Настя, не терпит испыта-
ния временем.
То, что рабочие видят реального ребенка,
1047
ради которого стоит жить «впрок», вдохнов-
ляет их и заставляет работать еще больше.
Кроме того, мы видим, что рабочие воспри-
нимают Настю как символ будущего благо-
денствия, коммунизма (Сафронов приветст-
вует девочку как «элемент будущего»). Сама
Настя говорит: «Главный — Ленин, а вто-
рой — Буденный. Когда их не было, а жили
одни буржуи, то и я не рожалась, потому что
не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!»
Но девочка Настя, единственная радость и
надежда землекопов, умирает. Глядя на уми-
рающую Настю, Вощев думает: «Зачем... те-
перь нужен смысл жизни и истина всемирно-
го происхождения, если нет маленького, вер-
ного человека, в котором истина стала бы
радостью и движением?» Но землекопы все
равно продолжают свою работу...
Мне кажется, что смерть девочки, сим-
волизировавшей собой не просто будущее,
а коммунистическое будущее, имеет два
значения. Во-первых, Платонов говорит
нам о том, что никакая, пусть даже самая
благородная цель, не оправдывает челове-
ческие жертвы, насилие над личностью, тем
более смерти ребенка, в чем он переклика-
ется с Достоевским. А во-вторых, Платонов
просто предсказывает недолговечность уто-
пической идеи «полного душевного комму-
низма».
Выступая против насилия над личностью,
против полного физического и духовного ра-
венства (единомыслия), Платонов обвиняет
тоталитарное государство в том, что оно пы-
тается сделать из людей марионеток. Он пи-
шет, что кто-то Один {или Несколько) вынул
из человеческих сердец веру и узурпировал
истину, наделав из нее массу кумачовых
плакатов об ударном темпе и энтузиазме.
А на место Бога теперь претендует реальный
живой человек — «вождь всех времен и на-
родов». Повесть Платонова «Котлован» —
свидетельство того, что автор уже тогда по-
нимал антидемократичность Советской влас-
ти и видел, к чему может привести такое
развитие событий.
Личность растворяется в массе, вера ис-
чезает с приходом живых идолов. Наверное,
именно поэтому в полном молчании исчеза-
ет Плот, на который, не расходуя средств на
умерщвление, погрузили неугодных: и се-
редняков, и бедняков, и несознательных бед-
няков. Плот — это символ воздействия на
непослушных. В нем находит отражение тра-
гический исход в лагеря и ссылки. В чем же
были виноваты крестьяне? В отличие от ра-
бочих-землекопов они заботились не о всеоб-
щем благе, а о том, как прокормить собствен-
ные семьи. Крестьяне не ожидали от Со-
ветской власти ничего хорошего. Поэтому у
каждого жителя деревни вплоть до малень-
ких детей был заготовлен гроб...
Повесть Платонова «Котлован» — это не
только суровое пророчество, но и преду-
преждение всем поколениям. Нет ценности
выше человеческой личности, не возомни
из себя бога — автор призывает читателя
вернуться к вечным нравственным посту-
латам. Этим и рядом других произведений
Платонов со всей силой своего таланта по-
казывает ошибочность и опасность пути, по
которому шла наша страна в те страшные
годы.