О ЧЕМ Я РАССУЖДАЛА,
ЧИТАЯ ПОВЕСТЬ «КОТЛОВАН»
А. ПЛАТОНОВА
Читая эту повесть, каждый, я думаю,
размышляет над тем, что хотел сказать ав-
тор, а не над сюжетом или композицией, так
как для самого Платонова важна была суть.
Лично я в его повести нашла многое, над чем
можно подумать, но больше всего меня пора-
зили люди.
Да, мы знаем, что тогда они свято верили
в то, что строили, они бодро шли в будущую
светлую жизнь, к коммунизму. Они тру-
дились, жили не только ради себя, но и ради
окружающих, общественное должно было
быть более важным, чем личное. И так было.
Но в «Котловане» Платонова все выглядит не
так уж прекрасно. Может, я рассуждаю так
спустя много лет, поэтому мне легче, но ведь
Платонов писал эту книгу в те далекие вре-
мена и уже тогда все видел.
Я удивляюсь тому, что сделали с людь-
ми идеи коммунизма и люди, находившиеся
во главе этого «строительства» уже тогда,
1048
когда, казалось бы, все стремились к равно-
правию. Конечно, главное было убить в че-
ловеке мысли, любые сомнения. Ты должен
свято.верить, а если... то на любого найдет-
ся управа, отсюда и надзор, и жестокость.
А они строили, хотя, как я уже говорила
и как пишет об этом Платонов, все было не
так уж легко.
Люди подавляли, убивали в себе мысли,
тем самым превращаясь в обезличенную
массу или колхоз {от названия ничего не
меняется). В них рождались лишь воспоми-
нания, так как «больше ничего думать» они
не могли. Но чтобы спокойно заснуть, не раз-
будить в себе страшных сомнений, они пыта-
лись и не вспоминать. Они жили только тру-
дом, но чувствовали, что это не жизнь. От-
сюда тоска, равнодушие, им приходилось
«терпеть свою жизнь». Ведь не случайно
многие хотели покончить жизнь самоубийст-
вом. Наверняка люди не находили в такой
жизни ничего хорошего. Но они заставляли
себя жить дальше: одни искали то, что бы
«влекло их оставаться в жизни и тщательно
действовать для общей жизни», другие про-
сто боялись не быть, третьи даже в такой си-
туации искали свою выгоду и жили лишь для
этого. А по-настоящему верили, не сомнева-
лись немногие. Да и то многие просто смогли
убедить себя, что делают правильно. Появ-
ляется ужасающая мысль, что таких людей
и людьми-то не назовешь. Может, поэтому
Платонов так часто вводит в повесть сцены
с животными: лошади, как будто организо-
вавшие коллектив.
Современный человек, прочитавший по-
весть «Котлован», не скажет с уверенностью,
что «человек — это звучит гордо». Хотя мы
можем найти в этой книге и небольшую долю
оптимизма: если Платонов разглядел уто-
пию, в которую верили все; если и герои его,
как мы видим, не так уж счастливы, есть в
них еще что-то, что не дает им превратиться
полностью в бездумное существо .(Вощев ищет
истину, Чиклин способен на любовь, даже
Жачев тепло относится к Насте); если Плато-
нов вводит сцену гибели Насти, «элемента
будущей жизни», — это значит, что людей
все-таки не так уж просто сделать роботами.
Хотя это не помогло, и трагическое пророче-
ство Андрея Платонова сбылось.