«ПЕТР ПЕРВЫЙ» —
ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН
Исторический роман «Петр Первый» —
это неисчерпаемый источник подробных и
очень интересных сведений о петровском
времени, о социальных конфликтах, государ-
ственных и культурных реформах, о быте,
нравах и людях той бурной эпохи. И что
важнее всего — это источник образных пред-
ставлении о давно ушедшей жизни, ожив-
ленной щедрым и жизнерадостным талан-
том. Печать неповторимого таланта писателя
лежит на всем повествовании об эпохе Пет-
ра, поэтому вместе с историческими знания-
ми и непосредственно художественными впе-
чатлениями от романа у нас складывается
яркое представление о самом писателе, его
творческой личности, об особенностях его
подхода к жизни.
Продолжая традиции великой русской
литературы, Алексей Толстой создает исто-
рический роман, в котором органически соче-
таются историческая правда (факты, собы-
тия, подлинные герои историй) с художест-
венным вымыслом. В судьбе вымышленного
героя, рядового человека изображаемой эпо-
хи, выражаются ее основные конфликты, дух
общественной борьбы, содержание идейной
жизни. Изображая поведение и внутренний
мир этого героя, писатель наиболее полно
и достоверно передает дух времени.
Историческая правда и могучая фанта-
зия писателя, соединившись, создают иллю-
зию полной жизни давно минувшего време-
ни. Личность Петра оказалась чрезвычай-
ной и сама по себе стала воздействовать на
эпоху. Петр становится центром приложе-
ния действующих сил, оказывается во главе
борьбы между поместным дворянством и
нарождающейся буржуазией. Эпохе нужен
такой человек, как Петр, и он сам -искал
применения своим силам. Здесь было взаи-
модействие.
Конечно, он один ничего сделать не мог,
вокруг него накапливались силы. Действие
романа развертывается на огромном прост-
ранстве: это Россия от Архангельска до Чер-
ного моря, от западных рубежей до Урала,
это и европейские города, где побывал Петр.
Повествование охватывает целую эпоху, ог-
раниченную деятельностью главного героя
романа — Петра.
Писатель показывает Петра на протяже-
нии 25 лет. В романе изображены основные
события того времени: восстание в Москве
1682 года, правление Софьи, поход русской
армии в Крым, бегство Петра в Троице-Сер-
гиевскую лавру, падение Софьи, борьба за
Азов, путешествие Петра за границу, стре-
лецкий бунт, война со шведами, основание
1053
Петербурга. Историческая судьба главного
героя определила построение романа. Однако
еще до появления Петра мы вглядываемся
в картины жизни допетровской Руси.
Историческая неизбежность преобразо-
ваний очевидна. Все в ожидании коренных
изменений в жизни. Это ощущается прежде
всего в глухом недовольстве крестьян, мел-
копоместного дворянства, бояр, стрелецких
отрядов. Возникает вопрос, кто же сможет
сдвинуть с места вековые устои русской ста-
рины. Ни Софья, ни царевич Иван, ни Васи-
лий Голицын не способны на'это. Особенно
значительно, с точки зрения художественно-
го раскрытия рцли личности в истории, про-
тивопоставление Василия Голицина Петру.
Просвещенный мечтатель, Голицын в своих
произведениях об идеальном государствен-
ном и общественном устройстве предвосхи-
тил многие идеи Петра. В постоянном проти-
вопоставлении Голицыну и Софье писатель
рисует Петра, растущего и мужающего в иг-
рах потешного полка в глухом уголке заго-
родного Преображенского дворца. Писатель
показывает, как история «выбирает» Петра,
как исторические обстоятельства формируют
те качества его личности, которые необходи-
мы деятелю, влияющему на ход историчес-
ких событий.
Писатель воспроизводит жизненные свя-
зи и противоречия всех классов общества.
Крестьяне, бояре, купцы, оппозиционные
стрельцы, раскольники и солдаты, духовен-
ство и придворные петровского времени
оживают под пером замечательного худож-
ника. Центром своеобразного притяжения яв-
ляется Петр и его ближайшие соратники:
князь Ромодановский, купцы Бровкин, Елгу-
лин, адмирал Головнин, Александр Менши-
ков, Лефорт и другие. Но из поля зрения пи-
сателя не выпадает и рядовой человек, чело-
век труда. Писатель показывает творческий
гений русского народа, без которого были бы
невозможны никакие преобразования. Вос-
производя облик Петровской эпохи, писатель
не ограничивается обобщающими картинами
жизни, труда и страданий народа. Роль на-
рода в петровских преобразованиях раскры-
та в романе значительно глубже и многосто-
роннее. В тесноте многочисленных персона-
жей не теряются образы простых людей из
народа, умельцев, тружеников. Золотые ру-
ки, смекалка, тонкое художественное чутье
этих умельцев создавали чудеса техники и
искусства, вбивали первые сваи для будущей
российской столицы.
Алексей Толстой показывает вольнолю-
бивого русского человека, который чтит па-
мять Степана Разина, не склоняет головы пе-
ред угнетателями. Роптали угнетенные крес-
тьяне, они собирались в разбойничьи шайки
и уходили в леса, присоединялись к расколь-
никам, в поисках воли уходили на Дон. Но в
отношении народа к царю есть и другое: роп-
ща и осуждая царя-«мироеда», «антихриста»,
простые люди видят в нем царя-реформато-
ра, не по-царски трудолюбивого, пытливого,
простого в обращении, отважного в бою. Не
случайно писатель сводит своих героев из на-
рода с Петром. Эти встречи и разговоры ца-
ря с людьми труда приоткрывают его отноше-
ние к своему собственному народу.
В широком эпическом размахе повество-
вания о России эпохи Петра ощущается по-
зиция писателя-рассказчика, который гово-
рит от лица народа, оценивает прошлое с
точки зрения народа. Именно эта позиция
красноречиво свидетельствует о том, что рас-
сказ о Петре и его времени в романе — это
справедливый и объективный суд народа
над историей. Правдивое изображение роли
народа в коренных преобразованиях русской
жизни при Петре I и запоминающиеся порт-
реты героев, многочисленные эпизоды и мас-
совые сцены создают неповторимую картину
Петровской эпохи. Художественным мастер-
ством писателя, самобытностью его таланта
роман завоевал самое широкое признание в
нашей стране.