ПЕТРОВСКАЯ ЭПОХА В РОМАНЕ
А. Н. ТОЛСТОГО «ПЕТР ПЕРВЫЙ»
А. Н. Толстой работал над увлекавшей
его темой эпохи Петра I более двух деся-
тилетий. Задолго до создания романа «Петр
Первый» он написал рассказы «Наваждение»
и «День Петра», очерк «Первые террористы»,
рассказывавший на основании подлинных
1054
документов о покушении на жизнь царя Пе-
тра. Это были первые «наброски» будущего
эпического романа Толстого. Уже тогда он
много работал над историческими источника-
ми, чтобы наиболее полно передать события
Петровской эпохи.
Близкое знакомство автора с этим исто-
рическим периодом позволило ему во всей
полноте передать колорит эпохи. Писатель
воссоздает политическую и культурную
жизнь, быт и национальные традиции, нра-
вы, обычаи, социальные и религиозные кон-
фликты этого переломного в жизни России
времени.
Центральное место в романе занимает ре-
форматорская деятельность царя Петра I.
Толстой видел в решительных реформах
этого государя положительное, разумное на-
чало, поскольку они были направлены на со-
здание новой России — цивилизованной, раз-
витой страны. Автор романа подчеркивает
большое прогрессивное значение этих преоб-
разований. Самого Петра I Толстой изобра-
зил крупным государственным деятелем,
подчеркнув в нем одаренность руководителя,
упорство, стойкость характера. На примере
Петра мы можем видеть положительные
черты русского национального характера.
Но, как известно, этот царь был хоть и
незаурядной, но весьма неоднозначной лич-
ностью. 'И Толстой не закрывает глаза на ис-
торическую правду — он показывает, какими
силами проводились в стране реформы, как
Петр подчинял себе всех несогласных и на-
саждал свои решения. К примеру, в романе
показано, как царь заставляет свое окруже-
ние учиться европейскому этикету, с издев-
кой режет боярам бороды, устраивает шу-
товские шествия по улицам Москвы, пытает
и казнит стрельцов.
Петр I изображен в романе властной лич-
ностью. Задатки сильного характера прояв-
ляются у Петра еще в подростковом возрас-
те, когда он сумел дать первый отпор своей
сестре, правительнице Софье. В борьбе с ца-
ревной Софьей за власть в его сознании уже
оформляется план будущих преобразований
в России. И он добивается своего. Толстой
показывает в романе, как Петр I занимается
строительством флота, закладывает Архан-
гельскую верфь, учится кораблестроению за
границей. Его реформы захватывают бук-
вально все сферы жизни России конца XVII —
начала XVIII века: армию, флот, науку,
культуру, быт, внешнюю и внутреннюю
политику.
Реалистическую бытовую и политичес-
кую обстановку Петровской эпохи Толстой
создает также при помощи описания совре-
менников Петра, его сподвижников и полити-
ческих врагов либо просто людей, типичных
для своего времени. Правительница Софья,
неродная сестра Петра, оспаривавшая его
права на престол, изображается Толстым
как женщина хитрая, властная, способная на
коварство. В ней есть воля, государственный
ум, но, втянувшись в дворцовые интриги, она
становится организатором боярско-стрелец-
кой оппозиции. И выступает таким обра-
зом против прогрессивных преобразований
Петра.
Образу Петра I в романе противопостав-
ляется образ шведского короля Карла XII,
увлеченного идеей покорения соседних госу-
дарств. Карл XII изображен Толстым как
фанатик войны. Увлеченный битвами, он за-
частую пренебрегает разумом и осторожнос-
тью, забывая об интересах своей страны. Все
действия Петра, напротив, направлены на
защиту интересов России. Война не являет-
ся для него поводом проявить свою храб-
рость. Война для Петра — это необходимость
защитить интересы страны. Таким же пре-
данным делу защиты своей страны изобра-
жает Толстой сподвижника Петра I фельд-
маршала Шереметева — выдающегося рус-
ского военачальника. Автор подчеркивает в
нем лучшие черты: простоту, скромность, че-
ловечность, преданность долгу, отсутствие
тщеславия.
Изображая в своем романе множество ге-
роев, их личные судьбы, автор тесно связы-
вает их с событиями, происходящими в стра-
не. Динамичное время перемен требует но-
вых героев. Представители одних слоев
общества быстро поднимаются вверх, другие
оказываются отброшенными назад. Напри-
мер, надменный боярин Буйносов не прием-
лет преобразований, он тоскует по старым
временам. В новшествах Петра он видит
только унижение старых боярских фамилий.
На смену таким, как Буйносов, приходят де-
1055
ятели служилого дворянства и купечества,
которые активно участвуют в преобразова-
ниях Петра. На примере судеб Алексашки
Меншикова, семьи Бровкиных Толстой пока-
зывает, как выходцы из низов становятся
близкими сподвижниками царя, занимают
высокие должности. Такое было возможным
только потому, что Петр считал «знатность
по годности».
В своем романе Толстой также правдиво
изобразил картины нищеты и забитости
жизни простого люда. Мы видим крестьян,
холопов, солдат, страдающих от непомерных
поборов и непосильного труда. Тема тяжелой
участи народа — одна из главных в рома-
не «Петр I». Толстой отражает в своем про-
изведении такое явление российской дейст-
вительности того времени, как раскольничье
движение. Автор рассказывает о беглых кре-
стьянах, устремляющихся в лесные дебри, в
раскольничьи скиты. Беглецы готовы на лю-
бые лишения, лишь бы «жить по воле, а не
по указу государеву». Вместе с тем; на при-
мере бедняка Андрюшки Голикова Толстой
показывает, что некоторые одаренные вы-
ходцы из низов могли реализовать свои та-
ланты. Палехский иконописец Андрюшка Го-
ликов получил возможность обучаться живо-
писи в Италии. Но самое главное — Толстой
показывает огромную роль народа в реали-
зации грандиозных планов Петра. Именно
напряженной работой простых людей, их
повседневным трудом создавалась новая
Россия.
На фоне происходящих в стране бурных
политических событий Толстой не забывает
показать культурную жизнь Петровской эпо-
хи. Писатель рассказывает о механике-изоб-
ретателе Кузьке Жемове, который хочет пост-
роить первую летательную машину. Любимая
сестра царя Наталья Алексеевна занимается
устройством театра, пишет для него стихи.
Именно она помогает Петру вводить в русский
быт европейские обычаи.
Роман А.Н.Толстого отличается широ-
ким охватом жизни. России при царствова-
нии выдающегося государя — Петра I. Про-
тиворечивая и динамичная, эта эпоха в рос-
сийской истории представлена Толстым во
всех ее проявлениях, что позволяет нам го-
ворить о ее реалистичном художественном
изображении в романе. «Чтобы понять тайну
русского народа, его величие, нужно хорошо
и глубоко узнать его прошлое: нашу исто-
рию, коренные узлы ее, трагические и твор-
ческие эпохи, в которых завязывался рус-
ский характер», — писал А.Н.Толстой.
И мы можем сказать, что писатель внес сво-
им замечательным романом весомый вклад
в дело познания Петровской эпохи и, через
призму тех событий, — в дело постижения
русского национального характера.