ДОБРО И ЗЛО
В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Яока молоды, сильны, бод-
ры, не уставайте делать доб-
ро... Если в жизни есть смысл
и цель, то смысл этот и цель
вовсе не в нашем счастье, а в
чем-то более разумном и вели-
ком. Делайте добро.
А. П. Чехов
Тема добра и зла волновала многих заме-
чательных писателей во все времена. Неда-
ром Ф. М. Достоевский писал в романе «Пре-
ступление и наказание» о том, что мы пере-
стаем видеть грань между хорошим и пло-
хим. Как же относился к этой теме М. Булга-
ков? Спустя двадцать пять лет после его
смерти, где-то с середины шестидесятых годов,
началась бурная публикация произведений
этого-писателя. В течение всего нескольких
лет одно за другим в свет выходят такие
произведения, как «Записки юного врача»
(1963 год), «Белая гвардия» (1966 год), «Мас-
тер и Маргарита» (1966—1967 годы). Рома-
нами Булгакова зачитывались пенсионеры и
студенты, ученые и рабочие, многие цитиро-
вали отрывки его произведений наизусть.
Судьба Булгакова подтвердила неожиданный
афоризм предсказания Воланда о том, что
«рукописи не горят».
Будто заранее было предсказано, что паре-
нек, родившийся в Киеве в семье преподавате-
ля духовной академии, пройдя через такие ис-
пытания эпохи, через войны и революции, го-
лод и бедствия, станет мужчиной, известным
драматургом, узнает вкус славы и гонения,
а спустя четверть века вернется к нам своими
книгами.
«Добро и зло» — понятия философские.
Понятия вечные и неразделимые. И, пока
живы дух и сознание человека, они будут бо-
роться друг с другом. Добро будет «откры-
ваться» человеку, освещая ему путь к истине.
Такую борьбу и представляет нам Булгаков
в романе «Мастер и Маргарита». Своеобра-
зие романа заключается в том, что перед на-
ми два пласта времени. Один связан с жиз-
нью Москвы 20-х годов двадцатого века, дру-
гой — с жизнью Иисуса Христа. Булгаков
создал как бы «роман в романе», и оба эти
романа объединены одной.идеей — поиском
истины. Булгаков создавал роман как исто-
рически и психологически достоверную кни-
гу о своем времени и его людях, поэтому ро-
ман стал для нас, русских, уникальнейшим
документом той эпохи. И в то же время этот
роман обращен в будущее. Творческая мысль
Булгакова как бы опережала время. Есть да-
же основание предположить, что автор мало
рассчитывал на понимание и признание его
романа современниками.
В романе «Мастер и Маргарита» царят
счастливая свобода творческой фантазии и од-
1066
новременно строгость композиционного за-
мысла. Сатана правит бал, а вдохновенный
Мастер, современник Булгакова, пишет свой
бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи
отправляет на казнь Христа, а рядом, суе-
тясь, подличают, приспосабливаются, пре-
дательствуют вполне земные граждане, на-
селяющие Садовые и Бронные улицы 20—
30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость
и боль перемешаны там воедино, как в жиз-
ни, но в той высокой степени концентрации,
которая доступна лишь сказке, поэме. «Мас-
тер и Маргарита» и есть лирико-философ-
ская поэма в прозе о любви и нравственном
долге, о бесчеловечности зла, об истинном
творчестве, которое всегда является преодо-
лением бесчеловечности, порывом к свету и
добру.
Перенесемся в далекий Ершалаим, во дво-
рец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Пе-
ред прокуратором предстал человек 27 лет,
обвиняемый в подстрекательстве к разруше-
нию ершалаимского храма, у которого руки
«связаны за спиной, под левым глазом си-
няк». Звали его Иешуа. Он не боится возра-
жать прокуратору, у него своя жизненная
философия: «Злых людей нет, есть люди не-
счастливые». Понтий сразу же убедился в не-
виновности арестанта, кроме того, он понял,
что Иешуа обладает загадочной силой, ведь
он умеет лечить.
Поэтому прокуратор задумал спасти этого
таинственного человека: объявить его сумас-
шедшим и выслать на остров в Средиземное
море, туда, где находится его резиденция. Од-
нако осуществить эту идею не удалось. Иуда
из Кариофа за 30 сребреников предал Иешуа,
представив показания, по которым арестанта
следовало немедленно казнить. Да и сам Иешуа
не захотел отрекаться от истины. Он считал,
что «всякая власть — насилие над людьми»,
что «настанет время, когда не будет ни кеса-
рей, ни другой власти. Человек перейдет в
царство истины».
Итак, Иешуа казнен. Но почему же муча-
ется Понтий Пилат? Иешуа нес людям добро,
у него был высокий уровень сознания и чис-
тая душа. Он, и только он отважился сказать
свое слово о добре и истине. Значит, душа его
была свободна. А могущество Понтия оказа-
лось мнимым. Он трус, ок раб своей должно-
сти и карьеры. Он всего лишь пешка в ру-
ках императора. И хотя у Понтия Пилата
было желание спасти Иешуа, однако пре-
ступить цепи рабства выше его сил. Где же
победитель? Иешуа казнен, Понтий лишен
покоя. Но у Учителя остался ученик, про-
должающий дело его, — Левий Матвей.
Значит, истина, свет, добро и правда все же
победили.
События в «Мастере и Маргарите» начи-
наются «однажды весной, в час небывало
жаркого заката, в Москве, на Патриарших
прудах». В столице появляются сатана и его
свита. Дьяволиада, один из любимых автор-
ских мотивов, здесь, в «Мастере и Марга-
рите», играет роль вполне реалистическую и
может служить блистательным примером
гротеско-фантастического, сатирического об-
нажения противоречий живой действитель-
ности. Воланд грозой проносится над булга-
ковской Москвой, карая глумливость и непо-
рядочность.
Сама идея поместить в Москву тридца-
тых годов князя тьмы Воланда и его свиту,
олицетворяющих те силы, которые не подда-
ются никаким законам логики, была глубоко
новаторской. Воланд появился в Москве, что-
бы «испытать» героев романа, воздать долж-
ное Мастеру и Маргарите, сохранившим вер-
ность друг другу и любовь, покарать взяточ-
ников, лихоимцев, предателей. Суд над ними
вершится не по законам добра, они пред-
станут перед судом преисподней. По мысли
Булгакова, в сложившейся ситуации со злом
следует бороться силами зла, чтобы восста-
новить справедливость.
Вершителем правосудия в романе явля-
ется Воланд. Он судит жителей города по
совершенным ими поступкам. И самоуве-
ренный Берлиоз, и Варенуха-доносчик, и
пьяница Степа Лиходеев — все получают
по заслугам. Но вот в чем загадка: совер-
шил ли Воланд благо? Конечно, он наказы-
вает, карает, творя справедливость, «он не
совершает ни одного плохого деяния», но
это жестоко, так как Воланд вершит право-
судие, рассматривая поступки человека, а
не самого человека и его внутренний мир.
На мой взгляд, от дел сатаны в городе ни-
чего не изменилось к лучшему, так какое
же это благо?
1067
Воланд возвращает Мастеру его роман о
Понтии Пилате, который Мастер сжег в при-
ступе страха и малодушия. Миф о Пилате
и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, пе-
реносит читателя в начальную эру духовной
цивилизации человечества, утверждая мысль
о том, что противоборство добра со злом —
вечно, оно кроется в самих обстоятельствах
жизни, в душе человека, способной на возвы-
шенные порывы и порабощенной ложными
интересами сегодняшнего дня.
Фантастический поворот дела позволяет
писателю развернуть перед нами целую га-
лерею персонажей весьма неприглядного
вида, проведя аналогию с самой жизнью,
Внезапная встреча с нечистой силой выво-
рачивает наизнанку видимость всех этих
Берлиозов, лагунских, майгелей, никаноров
Ивановичей и прочих. Сеанс черной магии,
который Воланд со своими помощниками да-
ет в столичном варьете, в буквальном и пе-
реносном смысле «раздевает» некоторых
граждан из зала. В Москве есть только од-
но заведение, где люди остаются самими со-
бой — клиника Стравинского, сумасшедший
дом. Именно там Бездомный излечивается
от навязчивых догм Берлиоза, где он про-
зревает и становится последователем и уче-
ником Мастера.
Мастер в романе не смог одержать побе-
ду. Сделав его победителем, Булгаков нару-
шил бы законы художественной правды, из-
менил бы своему чувству реализма. Но раз-
ве пессимизмом веет от финальных страниц
книги? Нет! На земле у Мастера остался уче-
ник и бессмертный роман, которым суждено
продолжать борьбу добра со злом.
На мой взгляд, М. Булгаков хотел пока-
зать нам, что грань между добром и злом,
действительно, еле заметна: ведь не сразу
осознаешь смысл поступков Воланда и его
свиты. Да и в жизни, делая добро, мы можем
и не замечать, как наши поступки порожда-
ют зло.
«Мастер и Маргарита» — сложное произ-
ведение. О романе уже сказано много, а бу-
дет сказано еще больше. Существует множе-
ство толкований знаменитого романа. О «Ма-
стере и Маргарите» еще много будут думать,
много писать. «Рукописи не горят», — произ-
носит один из героев романа. Булгаков пы-
тался сжечь свою рукопись, но это не при-
несло ему облегчения. Роман продолжал жить.
Мастер помнил его наизусть. Рукопись была
восстановлена. После смерти писателя она
пришла к нам и скоро обрела читателей во
многих странах мира. Ныне творчество Ми-
хаила Булгакова получило заслуженное при-
знание, стало неотъемлемой частью нашей
культуры. Однако далеко не все в нем ос-
мыслено и освоено. Читателям его романов,
повестей, пьес суждено по-своему понять его
творения и открыть новые ценности, таящи-
еся в глубинах.