Вторник, 26.11.2024, 10:56
<<Y.S.K.>>
Главная
· RSS
Меню сайта
Поиск

Реклама


Новости

Наш опрос
Нашли ли вы на нашем сайте нужную для вас информацию?
Всего ответов: 151
 ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА
В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Кто бросает камень вверх,
бросает его на свою голову, и
коварный удар разделит раны.
Кто роет яму, сам упадет в
нее, и кто ставит сеть, сам
будет уловлен ею. Кто делает
зло, на того обратиться оно, и
он не узнает, откуда оно при-
шло к нему.
Ветхий Завет. Сирах
Добро и зло... Понятия вечные и неразде-
лимые. И пока жив человек, они будут бо-
роться друг с другом. Добро будет «откры-
ваться» человеку, освещая ему путь к исти-
не. Не всегда носителями добра и зла бывают
разные люди, особой трагичности достигает
эта борьба, когда она происходит в душе од-
ного человека.
В центре романа М. Булгакова «Мастер
и Маргарита» проблема борьбы добра и зла.
Автор описывает события двадцатых годов
двадцатого века и события библейских вре-
мен. Действия, происходящие в разное вре-
мя, объединены одной идеей — поисками ис-
тины и борьбы за нее. Перенесемся в дале-
кий Ершалаим во дворец прокуратора Иудеи
Понтия Пилата. «В белом плаще с кровавым
подбоем» появляется он перед человеком лет
двадцати семи, у которого «руки связаны за
1068
спиной, под левым глазом синяк, в углу
рта — ссадина с запекшейся кровью». Чело-
век этот — звали его Иешуа — обвиняется в
подстрекательстве к разрушению ершалаим-
ского храма. Арестант хотел было оправдать-
ся: «Добрый человек! Поверь мне...» Но его
«научили» соблюдать этикет: «Крысобой вы-
нул бич и... ударил арестованного по плечам...
Связанный мгновенно рухнул наземь, как
будто ему подрубили ноги, захлебнулся воз-
духом, краска сбежала с его лица, и глаза
обессмыслились...»
Трудно не согласиться с тем определени-
ем, какое дал себе прокуратор: «свирепое
чудовище». Понтий Пилат живет по своим
законам: он знает, что мир разделен на вла-
ствующих и подчиняющихся им, что форму-
ла «раб подчиняется господину» незыблема,
значит, господин имеет право судить всех
и вся. И вдруг появляется человек, который
думает иначе: «...рухнет храм старой веры
и воздвигнется новый храм истины». Более
того, этот «бродяга» смеет предлагать: «Мне
пришли в голову кое-какие новые мысли,
и я охотно поделился бы ими с тобой, тем
более что ты производишь впечатление
очень умного человека». Он не боится су-
дить прокуратора и делает это столь уверен-
но, что временами приводит Пилата в заме-
шательство.
У Иешуа своя жизненная философия:
«...злых людей нет на свете, есть люди несча-
стливые». Арестант показался интересен про-
куратору. В его невиновности Пилат убедил-
ся сразу. Конечно, речи его несколько кра-
мольны, не зато «бродяга» обладает чудесным
свойством снимать головную боль, которая
так мучает прокуратора. И у Понтия Пила-
та уже сложился план действия: он объявит
Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров
в Средиземное море, туда, где находится его
резиденция. Но это оказалось невозможным.
Иуда из Кариафа представил такие сведения
о «безумце», что наместник кесаря не имел
права не казнить его. Иешуа казнен. Почему
же мучается прокуратор? Почему ему снится
сон, будто он не послал на казнь бродячего
философа и целителя, будто они идут вместе
по лунной дорожке и мирно беседуют, и он,
«жестокий прокуратор Иудеи, от радости
плакал и смеялся во сне?»
Могущество Понтия Пилата оказалось
мнимым. Он трус, и совесть мучает его. Но
как связаны ершалаимские главы с основной
проблемой романа? Большое количество как
явных, так и скрытых параллелей связы-
вает изображение Ершалаима двадцатых
годов первого века и Москвы двадцатых го-
дов двадцатого века. Герои и времена, в них
описанные, как будто разные, а суть одна.
Вражда, недоверие к инакомыслящим, за-
висть царствуют в мире, который окружа-
ет Мастера. Пороки этого мира обнажает
Воланд.
Воланд — это художественно переосмыс-
ленный автором образ Сатаны. Сатана и его
помощники творят зло и «совершают благо».
Их цель благородна — обнаружить истинную
сущность явлений, выставить на всеобщее
обозрение пороки человеческого общества.
Фокусы в варьете, проделки с подписываю-
щим бумаги пустым костюмом, таинственное
превращение денег в доллары и прочая чер-
товщина — все служит этой цели.
И автор утверждает, что человеческую
природу не способно изменить время, и вечное
стремление людей к добру неодолимо. Про-
шло двадцать веков, а олицетворение добра
и любви — Иисус Христос жив в душах лю-
дей. Мастер, главный герой романа, создает
роман о Христе и Пилате. Христос для него —
это мыслящая и страдающая личность, ут-
верждающая достоинство бескорыстного слу-
жения людям, несущая непреходящие ценно-
сти в мир.
Уйдя от нас, Мастер оставил свой роман
как напоминание о том, что нравственные
проблемы решаются только внутри человека.
Только в душе каждого добро может побе-
дить зло или уступить ему.






Copyright MyCorp © 2024
Информеры
  • Анекдоты про политику (9)
  • Пошлые анекдоты (39)
  • Разные анекдоты (44)
  • Какие форумы вы считаете наиболее интерессными? (9)
  • Что бы вы хотели видеть на нашем сайте? (63)
  • Яндекс.Погода

    Случайный анекдот
    Уpок математики. Учитель ходит по классу и с обломом диктует:
    - Условие задачи... Два учителя... взяли две бутылки водки,... шесть
    бутылок... вина... Спpашивается - на фига было еще и пиво покупать ...?
    Календарь
    «  Ноябрь 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930
    Мини-чат
    500
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Rambler's Top100