СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
ЭПОХИ ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ
В РОМАНЕ ВАСИЛИЯ ГРОССМАНА
«ЖИЗНЬ И СУДЬБА»
Василий Семенович Гроссман изобразил
в романе «Жизнь и судьба» Великую Отечест-
венную войну как событие истории, решаю-
щее судьбу не только России, но и всего мира.
Писатель сумел отразить в этом произведе-
нии героизм людей на войне, борьбу с пре-
ступлениями фашистов, а также полную прав-
ду о происходивших тогда событиях внутри
страны: ссылке в сталинские лагеря, арестах
и всем связанным с этим.
В судьбах основных героев произведения
Василий Гроссман запечатлевает неизбежные
во время войны страдания, утраты, смерти.
Трагические события этой эпохи рождают в
человеке внутренние противоречия, наруша-
ют его гармонию с внешним миром. Это вид-
но на примере судеб героев романа «Жизнь и
судьба» — Крымова, Штрума, Новикова, Гре-
кова, Евгении Николаевны Шапошниковой.
1090
Комиссар Крьшов, большевик-ленинец,
рыцарски преданный идеям революции, чест-
ный и прямой до прямолинейности, убежден,
что защищает правое дело, когда пишет доно-
сы на заподозренного им в неблагонадежности
Грекова. Мы видим, как в финале этот чело-
век, арестованный, приходит к страшному не-
согласию с самим собой, со своими вчерашни-
ми поступками и взглядами. Он переосмысли-
вает свою жизнь, заново оценивает Грекова,
свое отношение к нему.
Физик Штрум, наоборот, поначалу готов
не отступать от истины. В конце романа он
победитель. Но эта победа досталась ему не
только трудом и талантом, но и подлым по-
ступком. Он осознает это, поэтому глубоко
несчастен даже во время своего научного
триумфа. Подписав лживое «разоблачи-
тельное» письмо, Штрум становится другим
человеком, навсегда меняется его внутрен-
ний мир.
Внутренний мир Новикова, одного из ге-
роев Сталинградской битвы, тоже меняется
не в сторону гармонии — возможная гармо-
ния Подорвана не только личной драмой {от-
ношения с Женей), но и предчувствием сгу-
щающихся над ним туч — близится отстра-
нение от командования корпусом.
Евгения Николаевна Шапошникова, при-
няв из чувства долга решение вернуться к
попавшему в беду мужу — арестованному
Крымову, — навсегда отказывается от счас-
тья, от любви к Новикову. Поступок Евгении
Николаевны, которая только что до конца
осознала, что любит Новикова, был неожи-
данным. Штрум говорит ей: «Женя, милая,
вы поступили по совести. Поверьте, это луч-
шее, что дано человеку. Я не знаю, что при-
несет вам жизнь, но уверен: сейчас вы по
совести. Главная беда наша — мы живем не
по совести. Мы говорим не то, что думаем,
Чувствуем одно, а делаем другое. Толстой,
помните, по поводу смертных казней сказал:
«Не могу молчать!» А мы молчали, когда в
тридцать седьмом году казнили тысячи не-
винных людей. И это лучшие молчали! Были
ведь и шумно одобрявшие. Мы молчали во
время ужасов коллективизации. И я ду-
маю — рано мы говорим о социализме — он
не только в тяжелой промышленности. Ли-
шить человека права на совесть — это ужас-
но. И если человек находит в себе силы по-
ступить по совести, он чувствует такой при-
лив счастья. Я рад, что вы поступили по со-
вести».
Герой Гроссмана — это человек войн и
революций, новый тип личности, зародив-
шийся в русской литературе XX столетия.
Вчитываясь в роман «Жизнь и судьба», мы
чувствуем, что в его героях заключена ка-
кая-то значительная истина века, принесше-
го человечеству столько потрясений. Жизнь
этих людей (первая часть названия рома-
на — ЖИЗНЬ) наталкивается на какое-то
роковое противоречие (СУДЬБА), которое на
правах хозяина врывается в их души, за-
ставляет их страдать и, в конечном итоге, —
ощущать внутреннюю дисгармонию и раз-
рушение внешнего мира. Давайте послушаем
размышления об этом одного из героев ро-
мана — Крымова, когда он арестован: «Как
странно идти по прямому, стрелой выстре-
ленному коридору, а жизнь такая путаная
тропка, овраги, болотца, ручейки, степная
пыль, несжатый хлеб, продираешься, обхо-
дишь, а судьба прямая, струночкой идешь,
коридоры, коридоры, коридоры, в коридорах
двери».
Народные страдания в Отечественной вой-
не в «Жизни и судьбе» Гроссмана более му-
чительные и глубокие, чем в предшествую-
щей советской литературе. Автор романа
приводит нас к мысли, что героизм победы,
завоеванной вопреки сталинскому произволу,
более весом. Гроссман показывает не только
факты и события сталинского времени: лаге-
ря, аресты, репрессии. Главное в сталинской
теме Гроссмана — это влияние этой эпохи на
души людей, на их нравственность. Мы ви-
дим, как храбрецы превращаются в трусов,
добрые люди — в жестоких, а честные и
стойкие — в малодушных. Мы уже даже не
удивляемся, что самых близких людей порой
пронизывает недоверие (Евгения Николаевна
заподозрила в доносе на нее Новикова, Кры-
мов — Женю).
Автор пытается найти ответ на вопрос,
как такое стало возможным. Среди главных
причин, на которые указывает Гроссман в
романе — сталинское самовластие и всеоб-
щий страх перед ним, смена поколений, из-
мельчание от репрессий последующих ггоко-
1091
лений. Поведением основной массы людей со
времен революции управляет идеология, не
считающаяся с вечными нравственными за-
конами. Дело революции, страны выше чело-
века, идея выше жизни. В. Гроссман своим
романом показал, насколько опасно для об-
щества и для каждого человека такое смеще-
ние ценностей.
Нет ничего удивительного в том, что ру-
копись правдивого произведения Василия
Гроссмана была арестована, и роман «Жизнь
и судьба», законченный автором в 1960 году,
не был опубликован при жизни писателя.
Судьба этого произведения не только под-
тверждает авторскую концепцию отношения
человека и государства, человека и времени,
но и говорит о глубине отражения В. Гросс-
маном событий трагического периода в жиз-
ни нашей страны.