РОМАН-ЭПОПЕЯ
ВАСИЛИЯ ГРОССМАНА
«ЖИЗНЬ И СУДЬБА»
Война есть убийство. И сколь-
ко бы людей пи собралось вместе,
чтобы совершить убийство, и как
бы они себя ни -называли, убийство
все же самый худший грех в мире.
Л. Н. Толстой
О Великой Отечественной войне написано
очень много. Первые произведения о войне
начали появляться уже в середине сороковых
годов, и с тех пор романы, рассказы, стихи из-
давались сплошным потоком. И многие среди
них были, к сожалению, совершенно бездар-
ны. Сегодня, находясь на более чем полувеко-
вой дистанции войны, читатель может подве-
сти своеобразный итог развития «военной»
литературы.
Среди произведений советских писате-
лей, освещающих период Великой Отечест-
венной войны, особняком стоит роман Васи-
лия Гроссмана «Жизнь и судьба». На долю
этого произведения выпало много испыта-
ний: роман запрещали, арестовывали, пыта-
лись уничтожить. Однако роман «Жизнь и
судьба» не просто выжил, но и приобрел все-
мирную славу.
С момента написания этого произведения
до его первой публикации в полном варианте
прошло около тридцати лет. Что же так ис-
пугало ревнителей «социалистического реа-
лизма» в «Жизни и судьбе»? В одном из ли-
тературных журналов мне довелось прочи-
тать о дискуссии маститого историка и не
менее маститого критика. Критик спраши-
вал, когда же будет написана «Война и мир»
о Великой Отечественной войне? Меня пора-
зил ответ историка: «Такое произведение уже
есть. Это «Жизнь и судьба» Василия Гросс-
мана».
Подобный ответ значит,очень много. Во-
первых, талант Гроссмана во многом сродни
таланту Толстого: оба автора изображают
жизнь эпически, в ее полноте и завершен-
ности, а военное лихолетье предопределяет
характеры героев. Во-вторых, герои рома-
нов «Война и мир» и «Жизнь и судьба» за-
думываются над сложнейшими вопросами,
стоящими перед всем человечеством. В--
третьих, и Толстой и Гроссман дали своим
произведениям структурно сходные на-
звания.
Гроссман в тексте романа так объяснил
противоречие между «жизнью» и «судь-
бой»: судьба — это прямая дорога, залитая
безжалостным светом, а жизнь — это хит-
рое и сложное переплетение тропок, и все-
таки нужно идти. Вот и идут герои «Жизни
и судьбы» по пересекающимся плоскостям
пространства и времени, то находя, то те-
ряя друг друга в пламени военного пожара.
Если присмотреться внимательно, то со
всеми героями романа Гроссмана происхо-
дит одно: каждый из них желает встречи
и не может встретиться — с любимой жен-
щиной, с сыном, со счастьем, со свободой.
И единственная встреча, которая ждет всех
героев «Жизни и судьбы», — это одна, об-
щая встреча с Днем Великой Победы. Ста-
линградская битва, по мнению автора, ста-
ла переломным моментом не только евро-
пейской, но и мировой истории. Отсюда
берет свое начало животворящий дух пере-
мен, так явно ощущавшийся в послевоен-
ные годы.
Да, пережив большую войну, вряд ли
возможно остаться прежним: ведь память
о мертвых и живых держит так крепко...
И герои «Жизни и судьбы» остаются с чита-
телем навсегда, их образы и имена вреза-
ются в память: Крымов, Штрум, Женя Ша-
пошникова и многие, многие другие, которые
благородно и честно шли по жизни, направ-
ляемые такими разными и одинаковыми
судьбами.