ПРОБЛЕМАТИКА
РОМАНА Ю. В. БОНДАРЕВА
«ГОРЯЧИЙ СНЕГ»
В годы Великой Отечественной войны пи-
сатель в качестве артиллериста прошел длин-
ный путь от Сталинграда до Чехословакии.
Среди книг Юрия Бондарева о войне «Горя-
чий снег» занимает особое место, открывая но-
вые подходы к решению нравственных и пси-
хологических задач, поставленных еще в его
первых повестях — «Батальоны просят огня»
и «Последние залпы». Эти три книги о вой-
не — целостный и развивающийся мир, до-
стигший в «Горячем снеге» наибольшей пол-
ноты и образной силы.
События романа «Горячий снег» разво-
рачиваются под Сталинградом, южнее бло-
кированной советскими войсками б-й армии
генерала Паулюса, в холодном декабре
1942 года, когда одна из наших армий сдер-
живала в приволжской степи удар танковых
дивизий фельдмаршала Манштейна, кото-
рый стремился пробить коридор к армии
Паулюса и вывести ее из окружения. От ус-
пеха или неуспеха этой операции в значи-
тельной степени зависел исход битвы на
Волге и, может, даже сроки окончания самой
войны. Время действия романа ограничено
всего несколькими днями в течение которых
герои Юрия Бондарева самоотверженно
обороняют крошечный пятачок земли от не-
мецких танков.
В «Горячем снеге» время сжато • даже
плотнее, чем в повести «Батальоны просят
огня». «Горячий снег» — это недолгий марш
выгрузившейся из эшелонов армии генерала
Бессонова и бой, так много решивший в судь-
бе страны; это стылые морозные зори, два
Дня и две нескончаемые декабрьские ночи.
Без лирических отступлений, будто у ав-
тора от постоянного напряжения перехваче-
но дыхание, роман «Горячий снег» отличает-
ся прямотой, непосредственной связью сю-
жета с подлинными 'событиями Великой
1100
Отечественной войны, с одним из ее решаю-
щих моментов. Жизнь и смерть героев рома-
на, сами их судьбы освещаются тревожным
светом подлинной истории, в результате че-
го все обретает особую весомость, значи-
тельность.
В романе батарея Дроздовского поглоща-
ет едва ли не все читательское внимание,
действие сосредоточено по преимуществу во-
круг небольшого числа персонажей. Кузне-
цов, Уханов, Рубин и их товарищи — части-
ца великой армии, они — народ, народ в той
мере, в какой типизированная личность ге-
роя выражает духовные, нравственные чер-
ты народа.
В «Горячем снеге» образ вставшего на
войну народа возникает перед нами в еще
небывалой до того у Юрия Бондарева полно-
те выражения, в богатстве и разнообразии
характеров, а вместе с тем и в целостности.
Этот образ не исчерпывается ни фигурами
молодых лейтенантов — командиров артил-
лерийских взводов, ни колоритными фигура-
ми тех, кого традиционно принято считать
лицами из народа, — вроде немного трусли-
вого Чибисова, спокойного и опытного навод-
чика Евстигнеева или прямолинейного и гру-
бого ездового Рубина; ни старшими офицера-
ми, такими, как командир дивизии полковник
Деев или командующий армией генерал Бес-
сонов. Только все вместе, при всей разнице
чинов и званий, они составляют образ сра-
жающегося народа. Сила и новизна романа
заключается в том, что единство это достиг-
нуто как бы само собой, запечатлено без
особых усилий автора — живой, движущей-
ся жизнью.
Гибель героев накануне победы, преступ-
ная неизбежность смерти заключает в себе
высокую трагедийность и вызывает протест
против жестокости войны и развязавших ее
сил. Умирают герои «Горячего снега» — са-
нинструктор батареи Зоя Елагина, застенчи-
вый ездовой Сергуненков, член Военного со-
вета Веснин, гибнет Касымов и многие дру-
гие... И во всех этих смертях виновата война.
Пусть в гибели Сергуненкова повинно и без-
душие лейтенанта Дроздовского, пусть и ви-
на за смерть Зои ложится отчасти на него, но
как ни велика вина Дроздовского, они преж-
де всего — жертвы войны.
В романе выражено понимание смерти —
как нарушения высшей справедливости и
гармонии. Вспомним, как смотрит Кузнецов
на убитого Касымова: «Сейчас под головой
Касымова лежал снарядный ящик, и юноше-
ское, безусое лицо его, недавно живое, смуг-
лое, ставшее мертвенно-белым, истонченным
жуткой красотой смерти, удивленно смотре-
ло влажно-вишневыми полуоткрытыми гла-
зами на свою грудь, на разорванную в кло-
чья, иссеченную телогрейку, точно и после
смерти не постиг, как же это убило его и по-
чему он так и не смог встать к прицелу».
Еще острее ощущает Кузнецов необрати-
мость потери ездового Сергуненкова. Ведь
здесь раскрыт сам механизм его гибели. Куз-
нецов оказался бессильным свидетелем того,
как Дроздовский послал на верную смерть
Сергуненкова, и он, Кузнецов, уже знает, что
навсегда проклянет себя за то, что видел,
присутствовал, а изменить ничего не сумел.
В «Горячем снеге», при всей напряженно-
сти событий, все человеческое в людях, их
характеры живут не отдельно от войны, а
взаимосвязаны с ней, постоянно под ее огнем,
когда, кажется, и головы не поднять. Обычно
хроника сражений может быть пересказана
отдельно от индивидуальности его участни-
ков, — бой в «Горячем снеге» нельзя пере-
сказать иначе, чем через судьбу и характеры
людей.
Существенно и весомо прошлое персона-
жей романа. У одних оно почти безоблачное,
у других — такое сложное и драматичное,
что былая драма не остается позади, отодви-
нутая войной, а сопровождает человека и в
сражении юго-западнее Сталинграда. Собы-
тия прошлого определили военную судьбу
Уханова: одаренный, полный энергии офицер,
которому бы и командовать батареей, но он
только сержант. Крутой, мятежный характер
Уханова определяет и его движение внутри
романа. Прошлые беды Чибисова, едва не
сломившие его (он провел несколько месяцев
в немецком плену), отозвались в нем страхом
и Многое определяют в его поведении. Так
или иначе в романе проскальзывает прошлое
и Зои Елагиной, и Касымова, и Сергуненкова,
и нелюдимого Рубина, чью отвагу и верность
солдатскому долгу мы сумеем оценить толь-
ко к концу романа.
1101
Особенно важно в романе прошлое генера-
ла Бессонова. Мысль о сыне, попавшем в не-
мецкий плен, затрудняет его позицию и в став-
ке, и на фронте. А когда фашистская листовка,
сообщающая о том, что сын Бессонова попал
в плен, попадает в контрразведку фронта в ру-
ки подполковника Осина, кажется, что возник-
ла угроза и службе Бессонова.
Наверное, самое загадочное из мира чело-
веческих отношений в романе — это возни-
кающая между Кузнецовым и Зоей любовь.
Война, ее жестокость и кровь, ее сроки, оп-
рокидывающие привычные представления
о времени, — именно она способствовала столь
стремительному развитию этой любви. Ведь
это чувство складывалось в те короткие часы
марша и сражения, когда нет времени для
размышлений и анализа своих чувств. И на-
чинается все это с тихой, непонятной ревно-
сти Кузнецова к отношениям между Зоей
и Дроздовским. А вскоре — так мало време-
ни проходит — Кузнецов уже горько оплаки-
вает погибшую Зою, и именно из этих стро-
чек взято название романа, когда Кузнецов
вытирал мокрое от слез лицо, «снег на рука-
ве ватника был горячим от его слез».
Обманувшись поначалу в лейтенанте
Дроздовском, лучшем тогда курсанте, Зоя на
протяжении всего романа, открывается нам
как личность нравственная, цельная, готовая
на самопожертвование, способная объять сво-
им сердцем боль и страдания многих. Она
как бы проходит через множество испыта-
ний, от назойливого интереса, до грубого от-
вержения. Но ее доброты, ее терпения и уча-
стливости достает на всех, она воистину сес-
тра .солдатам. Образ Зои как-то незаметно
наполнил атмосферу книги, ее главные собы-
тия, ее суровую, жестокую реальность жен-
ским началом, лаской и нежностью.
Один из важнейших конфликтов в рома-
не — конфликт между Кузнецовым и Дроз-
довским. Этому конфликту отдано немало
места, он обнажается очень резко и легко
прослеживается от начала до конца. Понача-
лу напряженность, уходящая еще в преды-
сторию романа; несогласуемость характе-
ров, манер, темпераментов, даже стиля речи:
мягкому, раздумчивому Кузнецову, кажется,
трудно выносить отрывистую, командную,
непререкаемую речь Дроздовского. Долгие
часы сражения, бессмысленная гибель Сер-
гуненкова, смертельное ранение Зои, в кото-
ром отчасти повинен Дроздовский, — все это
образует пропасть между двумя молодыми
офицерами, нравственную несовместимость
их существований.
В финале пропасть эта обозначается еще
резче; четверо уцелевших артиллеристов
освящают в солдатском котелке только что
полученные ордена, и глоток, который каж-
дый из них сделает, это прежде всего глоток
поминальный — в нем горечь и горе утрат.
Орден получил и Дроздовский, ведь для
Бессонова, который наградил его, — он уце-
левший, раненый командир выстоявшей ба-
тареи, генерал не знает о тяжкой вине Дроз-
довского и скорее всего никогда не узнает.
В этом тоже реальность войны. Но недаром
писатель оставляет Дроздовского в стороне
от собравшихся у солдатского котелка.
Наибольшей высоты этическая, фило-
софская мысль романа, а также его эмоцио-
нальная напряженность достигает в финале,
когда происходит неожиданное сближение
Бессонова и Кузнецова. Это сближение без
непосредственной близости: Бессонов награ-
дил своего офицера наравне с другими и
двинулся дальше. Для него Кузнецов всего
лишь один из тех, кто насмерть стоял на ру-
беже реки Мышкова. Их близость оказы-
вается более возвышенной: это близость
мысли, духа, взгляда на жизнь. Например,
потрясенный гибелью Веснина, Бессонов ви-
нит себя в том, что из-за своей необщитель-
ности и подозрительности он помешал сло-
житься между ними дружеским отношениям
(«такими, как хотел Веснин, и какими они
должны быть»). Или Кузнецов, который ни-
чем не мог помочь гибнущему на его глазах
расчету Чубарикова, терзающийся пронзи-
тельной мыслью о том, что все это, «каза-
лось, должно было произойти потому, что он
не успел сблизиться с ними, понять каждо-
го, полюбить...»
Разделенные несоразмерностью обязан-
ностей, лейтенант Кузнецов и командующий
армией генерал Бессонов движутся к одной
цели — не только военной, но и духовной.
Ничего не подозревая о мыслях друг друга,
они думают об одном и том же и в одном на-
правлении -ищут истину. Оба они требова-
1102
тельно спрашивают себя о цели жизни и о
соответствии ей своих поступков и устремле-
ний. Их разделяет возраст и роднит, как от-
ца с сыном, а то и как брата с братом, любовь
к Родине и принадлежность к народу и к че-
ловечеству в высшем смысле этих слов.