СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ
ИСТОРИИ В «АРХИПЕЛАГЕ ГУЛАГ»
А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА
«Архипелаг ГУЛАГ» был написан А, И. Со-
лженицыным между 1958 и 1967 годом и стал
составной частью потока документальной ли-
тературы в послесталинскую эпоху. В «По-
слесловии» к этому произведению автор при-
знал: «Эту книгу писать бы не мне одному,
а раздать бы главы знающим людям... Уж я
начинал эту книгу, я и бросал ее... Но когда
вдобавок к уже собранному скрестились на
мне еще многие арестантские письма со всей
страны — понял я, что раз дано все это мне,
значит я и должен».
Сам автор «Архипелага» определил его
жанр и способ изображения в нем истории
как «опыт художественного исследования».
Солженицын предлагает нам воспринимать
эту книгу скорее как «художественный», чем
как исторический текст. При этом он рассма-
тривает правду с точки зрения нравственно-
го выбора.
Подтверждение этому можно найти в
рассуждениях рассказчика в четвертой главе
первого тома: «Я приписывал себе бескорыст-
ную самоотверженность. А между тем был —
вполне подготовленный палач... Пусть захлоп-
нет здесь книгу тот читатель, кто ждет, что
она будет политическим обличением. Если б
это было так просто! — что где-то есть чер-
ные люди, злокозненно творящие черные де-
ла, и надо только отличить их от остальных
и уничтожить. Но линия, разделяющая доб-
ро и зло, пересекает сердце каждого челове-
ка... В течение жизни одного сердца линия
эта перемещается на нем, то теснимая радо-
стным злом, то освобождая пространство
рассветающему добру. Один и тот же чело-
век бывает в свои разные'возрасты, в разных
жизненных положениях — совсем разным
человеком... А имя — не меняется, и ему мы
приписываем все. Завещал нам Сократ: по-
знай самого себя!»
1111
Допуская возможность того, что он сам,
либо кто-нибудь из его сокамерников, либо
кто-то еще мог бы стать палачом, Солжени-
цын говорит о главном в своей книге — поис-
ке правды и человеческой душе. Проблема
нравственного выбора человека — выбора
между добром и злом — для Солженицына
важнее любой политической истины.
Для раскрытия главной темы произведе-
ния Солженицыну понадобилось хорошо ра-
зобраться в исторической обстановке, кото-
рую он описывал в «Архипелаге». Поэтому
можно сказать, что во внутренней структу-
ре этой книги переплелось личное и истори-
ческое.
Из вводной части «Архипелага ГУЛАГ»
становится ясно, что многое в нем основано
на личном опыте рассказчика — опыте один-
надцати лет заключения. Автор говорит
о том, что личный опыт неотделим от исто-
рии, от пережитых событий и опыта поколе-
ния. Кроме того, свидетельства эпохи, опи-
сываемой Солженицыным, подкреплены по-
казаниями 227 человек. Автор пишет: «Эту
книгу непосильно было бы создать одному
человеку. Кроме всего, что я вынес с Ар-
хипелага... материал для этой книги дали
мне в рассказах, воспоминаниях и письмах
[перечень из 227 имен]. Я не выражаю им
здесь личной признательности: это наш об-
щий дружный памятник всем замученным
и убитым».
Эти рассказы привлекаются Солженицы-
ным не только для большей объективности
описания, но и для того, чтобы получить пра-
во говорить от имени всего поколения. Мож-
но сказать, что личная память Солженицына
расширяется за счет показаний свидетелей,
а они, в свою очередь, дополняются докумен-
тами описываемых времен (политическими
манифестами, партийными докладами, су-
дебными отчетами и другими).
И все же автор «Архипелага» постоянно
напоминает о невозможности «объективной
истории». В начале четвертой главы первого
тома («Голубые канты») он объясняет чита-
телю свою точку зрения: «Мы слишком стра-
даем, углублены в свою боль слишком, что-
бы взглядом просвечивающим и пророчес-
ким посмотреть на бледных ночных катов,
терзающих нас. Внутреннее переполнение
горя затопляет нам глаза — а то какие бы мы
были историки для наших мучителей!» В де-
сятой главе («Закон созрел»), где рассказы-
вается о процессах периода чисток, Солже-
ницын вновь говорит об искаженном воспри-
ятии событий жертвами. Он пишет, что на
партийных лидеров — например, на Бухари-
на — смотрели, как на «сверхлюдей», как на
выдающихся личностей. Солженицын от-
вергает это, подчеркивая, что эти люди бы-
ли простыми смертными, а действительно
выдающиеся личности среди них встреча-
лись редко.
Множество голосов. свидетелей в книге
противопоставлены Солженицыным едино-
гласию идеологии. Она представлена в книге
прямыми цитатами из политических мани-
фестов, документов, судебных отчетов, речей
партийных деятелей, газетных статей. Эту
«объективную» историю мы встречаем на
протяжении всего повествования. Солжени-
цын гневно осуждает идеологию: «...это она
дает искомое оправдание злодейству и нуж-
ную долгую твердость злодею». По Солжени-
цыну, идеология — это «та общественная те-
ория, которая помогает ему (злодею) перед
собой и перед другими обелять свои поступ-
ки, и услышать не укоры, не проклятья, а
хвалы и почет».
Можно сделать вывод, что исторический
взгляд Солженицына не только субъектив-
ный, но и пристрастный. Он резко выступает
против духовного и физического подавления
человека системой, которую и обслуживает
идеология. Своей ярко выраженной оценоч-
ностью «Архипелаг ГУЛАГ» отличается от
традиционных исторических повествований.
Потому что художественная правда неотде-
лима для Солженицына от правды нравст-
венной, правды о человеческой душе, о борь-
бе между добром и злом, между истиной и
ложью. Выбранный автором для «Архипела-
га ГУЛАГ» способ описания истории, несмот-
ря на сильные элементы субъективности и
оценочности (а может, и благодаря им?), со-
здает у нас значительно большее ощущение
истории, чем любой самый достоверный ис-
торический источник.
«Скажут нам: что ж может литература
против безжалостного натиска открытого на-
силия? А не забудем, что насилие не живет
1112
одно и не способно жить одно: оно непремен-
но сплетено с ложью, — писал Солженицын. —
А нужно сделать простой шаг: не участво-
вать во лжи. Пусть это приходит в мир и да-
же царит в мире, — но не через меня». Про
самого Солженицына можно сказать, что он
сделал этот «простой шаг». Он не только не
участвовал во лжи, но и всем своим творче-
ством постарался разоблачить ее.