ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
В РОМАНЕ Б. Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»
Необычно начало романа: «Шли и шли и пели «Вечную па-
мять»... Кого хоронят?.. «Живаго». Так, на противопоставлении
живого и мертвого, строится все произведение Пастернака.
Основной вопрос, вокруг которого вращается «внешняя и внут-
ренняя» жизнь главных героев, — отношения с революцией, отно-
шение к революции. Меньше всего и Юрий Живаго, и сам автор
были ее противниками, меньше всего они спорили с ходом собы-
тий, сопротивлялись революции. Их отношение к исторической
действительности совсем иное. Оно в том, чтобы воспринимать ис-
торию, какая она есть, не вмешиваясь в нее, не пытаясь изменить
ее. Такая позиция позволяет увидеть события революции объектив-
но. «Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятеж-
ников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошмати-
ну и человеко-убоину, которой не привиделось конца. Изуверства
белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрас-
тая одно в ответ на другое, точно их перемножили».
История доктора Живаго и его близких — это история людей,
чья жизнь сначала выбита из колеи, а затем разрушена стихией ре-
волюции. Лишения и разруха гонят семью Живаго из обжитого мо-
20
сковского дома на Урал. Самого Юрия захватывают красные парти-
заны, он вынужден против воли участвовать в вооруженной борьбе.
Возлюбленная Живаго Лара живет в полной зависимости от произ-
вола сменяющих друг друга властей, готовая к тому, что ее в лю-
бой момент могут призвать к ответу за мужа, давно уже оставивше-
го их с дочерью.
Жизненные и творческие силы Живаго угасают, так как он не
может смириться с неправдой, которую ощущает вокруг себя. Без-
возвратно уходят окружавшие доктора люди — кто в небытие, кто
за границу, кто в иную, новую жизнь.
Сцена смерти Живаго — кульминационная в романе. В трам-
вайном вагоне у доктора начинается сердечный приступ. «Юрию
Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который
все время сыпались несчастья...» Перед нами воплощение задохнув-
шейся жизни, задохнувшейся оттого, что попала в ту полосу исто-
рических испытаний и катастроф, которая вошла в жизнь России с
1917 года. Эта кульминация подготовлена всем развитием романа.
На его протяжении и герой, и автор все острее воспринимали собы-
тия как насилие над жизнью.
Отношение к революции выражалось как соединение несовмес-
тимого: правота возмездия, мечта о справедливости — и разруше-
ния, ограниченность, неизбежность жертв.
На последних страницах романа уже через пятнадцать лет после
смерти героя появляется дочь Живаго Татьяна. Она переняла чер-
ты Юрия Андреевича, но ничего не знает о нем: «...ну, конечно, я
девушка неученая, без папи, без мами, росла сиротой». Еще летом
1917 года Живаго предсказал: «...очнувшись, мы уже больше не
вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем
искать небывалому объяснения...»
Но роман заканчивается авторским монологом, приемлющим
этот мир, какой бы он в данный момент ни был. Жизнь в самой се-
бе несет начало вечного обновления, свободу и гармонию. «Счаст-
ливое, умиленное спокойствие за этот святой город и за всю землю,
за доживших до этого вечера участников этой истории и их детей
тиранило их и охватывало неслышимой музыкой счастья, разлив-
шейся далеко кругом». Это итог любви к жизни, к России, к дан-
ной нам действительности, какой бы она ни была. «Как сладко
жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо
самой жизни, самому существованию, сказать это... на исходе тяг-
чайшей зимы 1920 года».
Эти философские раздумья выражаются и в цикле стихов, за-
вершающих роман.