ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ А. П. ПЛАТОНОВА «КОТЛОВАН*
Андрей Платонов стал известен широкому кругу читателей
только в последнее время, хотя самый активный период его творче-
ства пришелся на двадцатые годы нашего столетия. Платонов, как
и множество других писателей, противопоставивших свою точку
зрения официальной позиции советского правительства, долго был
запрещен. Среди самых значительных его работ можно выделить
роман «Чевенгур», повести «Впрок» и «Усомнившийся Макар*.
Я бы хотел остановить свое внимание на повести «Котлован». В
этом произведении автор ставит несколько проблем. Центральная
проблема сформулирована в самом названии повести. Образ котло-
вана — это ответ, который давала советская действительность на
вечный вопрос о смысле жизни. Рабочие роют яму для закладки
31
фундамента «общепролетарского дома», в котором потом должно
счастливо жить новое поколение. Но в процессе работы выясняет-
ся, что запланированный дом будет недостаточно вместителен. Кот-
лован уже выдавил все жизненные соки из рабочих: «Все спящие
были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у
каждого было занято жилами, и по толщине жил было видно, как
много крови они должны пропускать во время напряжения труда».
Однако план требовал расширения котлована. Тут мы понимаем,
что потребности в этом «доме счастья» будут огромны. Котлован
будет бесконечно глубок и широк, и в него будут уходить силы,
здоровье и труд множества людей. В то же время работа не прино-
сит этим людям никакой радости: «Вощев всмотрелся в лицо безот-
ветного спящего — не выражает ли оно безответного счастья удов-
летворенного человека. Но спящий лежал замертво, глубоко и пе-
чально скрылись его глаза».
Таким образом, автор развенчивает миф о «светлом будущем»,
показывая, что рабочие эти живут не ради счастья, а ради котлова-
на. Отсюда понятно, что по жанру «Котлован» — антиутопия.
Ужасные картины советской жизни противопоставляются идеоло-
гии и целям, провозглашенным коммунистами, и при этом показы-
вается, что человек превратился из разумного существа в придаток
пропагандистской машины.
Другая важная проблема этого произведения ближе к реальной
жизни тех лет. Платонов отмечает, что в угоду индустриализации
страны были принесены в жертву тысячи крестьян. В повести это
очень хорошо видно, когда рабочие натыкаются на крестьянские
гробы. Сами крестьяне объясняют, что они заранее готовят эти гро-
бы, так как предчувствуют скорую гибель. Продразверстка отняла
у них все, не оставив средств к существованию. Эта сцена очень
символична, так как Платонов показывает, что новая жизнь стро-
ится на мертвых телах крестьян и их детей.
Особо автор останавливается на роли коллективизации. В описа-
нии «организационного двора» он указывает, что людей арестовы-
вали и отправляли на перевоспитание даже за то, что они «впали в
сомнение» или «плакали во время обобществления». «Обучение
масс» на этом дворе производили бедняки, то есть власть получили
наиболее ленивые и бездарные крестьяне, которые не смогли вести
нормальное хозяйство. Платонов подчеркивает, что коллективиза-
ция ударила по опоре сельского хозяйства, которой являлись дере-
венские середняки и зажиточные крестьяне. При их описании ав-
тор не только исторически реалистичен, но и выступает своеобраз-
ным психологом. Просьба крестьян о небольшой отсрочке перед
принятием в совхоз, чтобы осмыслить предстоящие перемены, по-
казывает, что в деревне не могли даже свыкнуться с мыслью об от-
сутствии собственного надела земли, скота, имущества. Пейзаж со-
ответствует мрачной картине обобществления: «Ночь покрыла весь
деревенский масштаб, снег сделал воздух непроницаемым и тес-
ным, в котором задыхалась грудь. Мирный покров застелил на сон
грядущий всю видимую землю, только вокруг хлевов снег растаял
и земля была черна, потому что теплая кровь коров и овец вышла
из-под огорож наружу».
32
Образ Вощева отражает сознание обыкновенного человека, кото-
рый пытается понять и осмыслить новые законы и устои. У него и
в мыслях нет противопоставлять себя остальным. Но он начал ду-
мать, и поэтому его уволили. Такие люди опасны существующему
режиму. Они нужны только для того, чтобы рыть котлован. Здесь
автор указывает на тоталитарность государственного аппарата и от-
сутствие'подлинной демократии в СССР.
Особое место в повести занимает образ девочки. Философия
Платонова здесь проста: критерием социальной гармонии общества
является судьба ребенка. А судьба Насти страшная. Девочка не
знала имени матери, но зато знала, что есть Ленин. Мир этого ре-
бенка изуродован, ведь для того, чтобы спасти дочку, мать внушает
ей скрывать свое непролетарское происхождение. Пропагандист-
ская машина уже внедрилась в ее сознание. Читатель ужасается,
узнавая, что она советует Сафронову убить крестьян за дело рево-
люции. В кого же вырастет ребенок, у которого игрушки хранятся
в гробу? В конце повести девочка погибает, а вместе с ней погибает
и луч надежды для Вощева и других рабочих. В своеобразном про-
тивостоянии котлована и Насти побеждает котлован, и в основание
будущего дома ложится ее мертвое тело.
Повесть «Котлован» пророческая. Ее главной задачей не было
показать ужасы коллективизации, раскулачивания и тяжесть жиз-
ни тех лет, хотя писатель сделал это мастерски. Автор верно опре-
делил направление, в котором пойдет общество. Котлован стал на-
шим идеалом и главной целью. Заслуга Платонова в том, что он
указал нам источник бед и несчастий на многие годы. Страна наша
до сих пор барахтается в этом котловане, и если жизненные прин-
ципы и мировоззрение людей не изменятся, в котлован по-прежне-
му будут уходить все силы и средства.