ЧЕЛОВЕК И ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
В ПОВЕСТИ А. П. ПЛАТОНОВА «КОТЛОВАН»
Повесть Андрея Платоновича Платонова «Котлован» соединяет
в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику.
Писатель не дает никакой надежды, что в далеком будущем на
месте котлована вырастет «город-сад», что хоть что-то поднимется
из этой ямы, которую безостановочно роют герои. Котлован расши-
ряется и, согласно Директиве, расползается по земле — сначала
вчетверо, а затем, благодаря административному решению Пашки-
на, в шесть раз.
Строители «общепролетарского дома» строят свое будущее бук-
вально на детских костях.
. Писатель создал беспощадный гротеск, свидетельствующий о
массовом психозе всеобщего послушания, безумной жертвенности и
слепоты, овладевшими страной.
Главный герой Вощев является выразителем авторской пози-
ции. Среди фантастических коммунистических руководителей и
омертвелой массы он задумался и горько засомневался в человече-
ской правоте совершающегося вокруг. Задумавшийся «среди обще-
го темпа труда», Вощев не движется в соответствии с «генеральной
линией», а ищет свою дорогу к истине. Вощев так и не обрел исти-
ны. Глядя на умирающую Настю, Вощев думает: «Зачем ему те-
перь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, ес-
ли нет маленького верного человека, в котором истина была бы ра-
достью и движением?» Платонов хочет выяснить, что же именно
могло двигать людьми, продолжавшими рыть яму с таким усерди-
ем. Это новое рабство зиждется на ритуалах новой веры: религии
котлована в изложении Сталина.
«Котлован» — драматическая картина слома времени. Уже на
первых страницах повести звучат два слова, которые определяли
пафос времени: темп и план. Но рядом с ними возникают в повести
иные ключевые слова, вступающие с первыми в очень непростые
взаимоотношения: смысл происходящего и раздумье о всеобщем
счастье.
«Счастье происходит от материализма, товарищ Вощев, а не от
смысла, — говорят Вощеву в завкоме. — Мы тебя отстаивать не мо-
жем, ты человек несознательный, а мы не желаем очутиться в хво-
сте масс... — Вы боитесь быть в хвосте: он — конечность, а сами се-
ли на шею!»
35
Переломное время рождает новые отношения между людьми,
вся Россия стронулась с места, Вощев видит «строй детей-пионеров
с уставшей музыкой впереди; ездит на своей тележке инвалид Жа-
чев». «Вот уже второй день ходит профуполномоченный по окрест-
ностям города и пустым местам, чтобы встретить бесхозяйственных
мужиков и образовать из них постоянных тружеников; уплывают
на плоту «кулацкие элементы» под звучащую из рупора «музыку
великого похода».
Выразительна символика строительства котлована — постепен-
ного обездуховливания: сначала скашивается живая трава, затем
лопаты врезаются в тоже живой верхний слой почвы, затем долбят
мертвую глину и камень.
«Товарищ Пашкин бдительно снабдил жилище землекопов ра-
диорупором, чтобы во время отдыха каждый мог приобретать
смысл классовой жизни из трубы».
Очень важными являются в повести три притчи, в которых от-
ражаются основные идеи произведения.
История любви мастерового Никиты Чиклина, «ощущающего
все без расчета и сознания, но с точностью» и существующего с
«непрерывно действующим чувством жизни», грустна и коротка:
«Тогда она ему не понравилась, точно была постылым сущест-
вом, — и так он прошел в то время мимо нее не остановившись, а
она, может быть, и плакала потом, благородное существо». Столь
же печальна история инженера Прушевского. И вот два непохожих
человека, по разным причинам отказавшихся от своего счастья
(один пренебрег им как низким, то есть обознался; другой постес-
нялся и не решился), теперь одинаково несчастливы. Они сами об-
рекли себя на это, пресекая естественный ход жизни.
История кузнеца-медведя, обладающего всего двумя качества-
ми — «классовым чутьем» и «усердным старанием»!
« — Скорее, Миш, а то мы с тобой ударная бригада! — сказал
кузнец.
Но медведь и без того настолько усердно старался, что пахло па-
леной шерстью, сгорающей от искр металла, и медведь этого не
чувствовал». Так появляется метафора «работать как зверь». Сле-
дом разворачивается другая метафора — «медвежья услуга». Мед-
ведь, усердствуя уже чрезмерно, губит поковки.
По Платонову, если человека освободить от мысли, если всю его
богатейшую натуру свести либо к функционированию в какой-то
узкой плоскости, либо к подчинению, он перестает быть человеком.
История Оргдвора колхоза имени Генеральной Линии. Мужик
Елисей страдает «отсутствием своего ума»: «Елисей держал в руке
самый длинный флаг и, покорно выслушав активиста, тронулся
привычным шагом вперед, не зная, где ему надо остановиться».
Гибнет девочка Настя, хотя ее отогревает Елисей и сторожит
Чиклин, понимающий, «насколько окружающий мир должен быть
незначен и тих, чтоб она была жива!».
Но прежде гибнет активист, и колхоз спокойно воспринимает
это, «не имея жалости к нему, но и не радуясь, потому что говорил
активист всегда точно и правильно, вполне по завету, только сам
был до того поганый, что когда все общество задумало его однажды
36
женить, дабы убавить его деятельность, то даже самые незначите-
льные на лицо бабы и девки заплакали от печали».
Разрушительное отношение к людям и всей естественной жиз-
ни -- вот в чем была вредоносная суть активиста.
Человек в тоталитарном государстве утрачивает самое глав-
ное — способность думать, чувствовать, оставаться личностью. Это
великая трагедия. Такой человек никогда не построит Дом, он спо-
собен только рыть котлован.