«НОВАЯ» ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ПОВЕСТИ «КОТЛОВАН»
Платонов родился в 1891 году в семье железнодорожного слеса-
ря. Закончил церковно-приходскую школу. Литературный талант
обнаружился в раннем возрасте.
Работать начал в газете «Железный путь» в Воронеже. Затем
переехал в Москву, где познакомился с Горьким. При первой встре-
че Горький назвал его литератором.
Платонов первым в русской литературе обратился к проблеме
коллективизации.
Повесть «Котлован» едва ли не самое значительное произведе-
ние в его творчестве. В этой повести поднимается одна из важней-
ших проблем русской литературы XX века — проблема приобще-
ния к новой жизни. Эта проблема не просто сложна, она драматич-
на и, пожалуй, трагична.
Одним из основных героев является Вощев. Он попадает в бри-
гаду, которая должна вырыть котлован. Раньше Вощев работал на
заводе, но был уволен оттуда за то, что задумался над «планом об-
щей жизни».
Вощев — это народный мыслитель. Платонов использует газет-
ные штампы, ведь Вощев, видимо, не читал ничего, кроме газет и
лозунгов, но с помощью этой довольно бедной лексики передаются
глубокие идеи и яркие образы. Вощев тоскует из-за того, что никто
не может объяснить ему, в чем заключается смысл жизни. Однако
Вощев вскоре получает ответ на этот вопрос: рабочие-землекопы
объясняют ему, что смысл жизни заключается в работе на благо бу-
дущих поколений. Чиклин, Сафронов и другие рабочие живут в
ужасных условиях, работают до тех пор, пока есть силы; они «жи-
вут впрок», «заготовляя» свою жизнь для грядущего благоденст-
вия. Они негативно относятся к размышлениям Вощева, ведь, по
их мнению, мыслительная, умственная деятельность является от-
дыхом, а не работой; думать про себя, внутри себя — это то же са-
мое, что и «любить себя».
Сафронов — олицетворение эпохи обезличенности, когда каж-
дый человек вне коллектива воспринимается как «сволочь» и
потенциальный преступник.
Сафронов действует не рассуждая, потому что истина лежит вне
его, задана как «линия» и «направление», внедрена как вера, чуж-
дая сомнений и не нуждающаяся в доказательствах. Требуется
только беспрекословное подчинение нижестоящего вышестояще-
му — и так до самых низов, до масс.
Для Вощева такого рода механический процесс невозможен.
37
Каждое его действие должно быть одухотворено, иначе оно напоми-
нает действие всякого мертвого механизма.
Вощев и Сафронов — своеобразные полюса жизни: осмысленной
и по команде. Эти «полюса» притягивают — каждый к себе — дру-
гих героев повести.
Инженер Прушевский, подобно Вощеву, думает прежде всего не
о возведении дома, а о душевном состоянии человека. Прушевский
чувствует тоску из-за того, что его существование кажется ему бес-
смысленным; он живет воспоминанием о любимой женщине и не
находит себе места в настоящем, в нынешней жизни. Единствен-
ный способ для Прушевского преодолеть тоску — прийти к рабо-
чим, приобщиться к их коллективу, заняться полезным делом.
Для Прушевского, как и для Вощева, приобщение к новой жиз-
ни нужно, чтобы избавиться от собственных проблем.
Маленькая девочка Настя — символ идеи «светлого будущего».
То, что они видят реального ребенка, ради которого стоит «жить
впрок», вдохновляет и заставляет их работать все больше и боль-
ше. Но образ Насти — это образ — символ коммунизма. С появле-
нием Насти рытье котлована вроде бы обретает какую-то опреде-
ленность и осмысленность. Настя — первый житель дома-мечты,
еще не построенного дома-символа.
Платонов подчеркивает, что рыть котлован можно только кол-
лективно, всем вместе, у рабочих-землекопов нет личной жизни,
нет возможности проявиться их индивидуальности, ведь все они
живут только ради воплощения одной идеи. Они живут по указани-
ям партии. Рабочие являются материалом для воплощения целей
партии.
Котлован стал не фундаментом для построения «светлого буду-
щего», а могилой, где закопаны детство, человечность, счастье.