БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (По роману Е. И. Замятина «Мы»)
Кто они? Половина, которую
мы потеряли...
Е. Замятин
Человеку всегда было свойственно стремиться к познанию буду-
щего. Какое оно? Какими жертвами будет обретено, если надеяться
не на что? Но именно из безысходности рождаются удивительные
мечты,
В этом году произошла моя встреча с талантливым русским пи-
сателем Евгением Замятиным, имя которого лишь недавно верну-
лось в нашу литературу. Автор по-своему видел проблему будущего
человечества. Дитя «страшных лет России», он критически отно-
сился ко всему, что происходило вокруг. Еще в 1918 году писатель
говорил о том, что «партия организованной ненависти» и «органи-
зованного разрушения» не способна созидать.
У тех, кто фанатично верит в такую партию, нет будущего.
38
«Мы» — роман о далеком будущем, будущем через тысячу лет.
Человек еще полностью не восторжествовал над природой, но уже
отгородился от нее стеной цивилизации. Эта книга воспринималась
многими как политический памфлет на социалистическое обще-
ство. Однако сам автор утверждал, что «этот роман — сигнал об
опасности, угрожающей человеку и человечеству от власти машин
и государства». Появление тоталитарных режимов вызвало у него
серьезные сомнения в возможности существования, пусть в отда-
ленном будущем, идеального общества, подорвало веру в разумные
начала человеческой природы. Одаренный уникальной способно-
стью предвидения, Е. Замятин понял, какую опасность таит ниве-
лирование личности, излишняя жестокость, разрушение классиче-
ской культуры и других тысячелетних традиций.
Так родился роман-антиутопия, прогноз на будущее, если насто-
ящее захочет им стать.
Действие в романе перенесено в далекое будущее. После оконча-
ния Великой Двухсотлетней Войны между городом и деревней люди
стали гражданами Единого Государства. Новый порядок, начавший-
ся с войны со своим народом, был нацелен на уничтожение. Правда,
выжила малая часть населения, но это были лучшие, сильнейшие.
Личности в романе нет. Люди потеряли свое имя, свое «я», и
произошло страшное — они стали... «нумерами». Есть О-90, Д-503
и другие. Нет людей. И в этом символ обезличенности, полного
уничтожения индивидуальности. Жизнь в таком государстве под-
чинена Часовой Скрижали, предписывающей, когда всем одновре-
менно спать, когда работать или заниматься любовью. Был даже
провозглашен исторический «Ьех зехпаПз» (сексуальный закон):
«Всякий из нумеров имеет право, как на сексуальный продукт, на
любой нумер...» Но когда любовь превращается в «счастье» по ра-
зовым талонам, она умирает, а без любви гибнет и мир.
Таковы условия бытия в Едином Государстве, о которых рас-
сказывает в своем дневнике для потомков талантливый инженер
Д-503.
Герой очень доволен жизнью. Его не смущает, что город-госу-
дарство, в котором он живет, окружен стеклянной стеной. В этом
городе нет живой природы: не поют птицы, не играют солнечные
блики в лужицах на асфальте. «Квадратная гармония» улиц и пло-
щадей, ужасающая одинаковость жизни «нумеров», доведенное до
абсурда равенство людей восхищают рассказчика. Все «нумера»
одинаково одеты, живут в одинаковых комнатах огромных много-
этажных домов. Эти комнаты в домах с прозрачными стенами на-
поминают клетки-камеры, за обитателями которых ведется не-
усыпное наблюдение.
Оснований для зависти друг к другу у них нет. Значит, все сча-
стливы?
По-моему, позиция автора резко отличается от точки зрения
Д-503, и чем больше тот восхищается образом жизни «нумеров»,
тем страшнее выходят нарисованные им картины.
Меня потрясла история Великой Операции. Это высшая степень
насилия над человеком, к которой прибегало Единое Государство,
чтобы извлечь часть мозга, где зарождалась фантазия.
39
Но страшнее уничтожения человеческой плоти — уничтожение
человеческого духа, умерщвление души. Этой операции были под-
вергнуты насильственно все «нумера» после того, как было раз-
громлено восстание членов «Мефи», выступивших против тотали-
тарного режима. Таким образом, Единое Государство надежно за-
страховало себя от повторения революций и прочих опасных прояв-
лений свободной воли граждан.
В этом же дневнике Д-503 рассказывает и о своей любви к рево-
люционерке 1-330 и приключившейся с ним внезапной болезни —
возникновении у него души. Под влиянием 1-330 многое в его ми-
ровоззрении меняется. В нем начинается процесс пробуждения ду-
ши. Это был для него единственный шанс стать человеком, то есть
испытать все муки и радости человеческого бытия.
Но после операции Д-503 утрачивает свои благородные свойства
и личные привязанности. Он превращается из человека мыслящего
в человека управляемого, «достойного» гражданина Единого Госу-
дарства.
Мир, в котором живут подобные люди, считает Замятин, —
кошмар, ад!
Ему противостоит в романе мир за Стеной. Там живут потомки
тех немногих, кто ушел после Великой Двухсотлетней Войны в ле-
са, но их общество находится на примитивной стадии развития.
Замятин считал, что только на первобытно-общинной стадии,
когда государственной власти еще не было, можно было найти об-
щество, члены которого пользовались почти абсолютной свободой.
Он обратился к «давно прошедшей» исторической эпохе, а не фан-
тазировал о том, каким оно будет в далеком будущем.
В романе Замятин также показал, что не может быть счастли-
вым общество, не учитывающее запросы и наклонности своих
граждан. Я думаю, автор хотел рассказать нам не об ошибочных
политических теориях, а о том чудовищном, во что может вылить-
ся хорошее политическое движение, если оно извращается.
Я считаю, что нельзя истребить человеческое в человеке. Чело-
вечество должно быть свободным, а будущее станет таким, каким
мы его готовим.