ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
На долю произведений Булгакова выпала непростая судьба. При
жизни автора были опубликованы лишь первая часть его романа
«Белая гвардия», книга фантастической и сатирической прозы,
цикл рассказов «Записки юного врага» и многочисленные газетные
фельетоны. Только в шестидесятые годы к писателю пришла широ-
49
кая известность и, увы, посмертная слава. Родился Михаил Афана-
сьевич в Киеве на Воздвиженской улице в мае 1891 года. Отец его
был преподавателем Духовной академии, мать в молодости работа-
ла учительницей. Дом на Андреевском спуске, атмосфера семейно-
го тепла, интеллигентности и образованности навсегда остались в
сознании писателя.
Окончив Первую киевскую гимназию, Булгаков поступает на
медицинский факультет университета. Подобно другим деятелям
русской культуры, вышедшим из разночинной среды и получив-
шим прекрасное образование, Михаил Булгаков обладал четкими
представлениями о чести русского интеллигента, которой ни разу
не изменил.
Смело можно сказать, что итоговым произведением Булгакова,
вобравшим в себя все идеи и помыслы писателя, звучавшие в более
ранних произведениях, стал роман «Мастер и Маргарита?. Неуди-
вительно, что роман этот полифоничен, богат сложными философ-
скими и нравственными проблемами, захватывает широкий круг
тем. О «Мастере и Маргарите» написано много критических статей,
роман исследовали литературоведы разных стран мира. Роман со-
держит несколько пластов смысла, он необычайно глубок и сло-
жен.
Попытаемся кратко охарактеризовать проблематику произведе-
ния и ее связи с основными героями романа. Глубочайшая фило-
софская проблема — проблема взаимоотношений власти и лично-
сти, власти и художника — находит отражение в нескольких сю-
жетных линиях. В романе присутствует атмосфера страха, полити-
ческих гонений 1930-х годов, с которой столкнулся сам автор. Бо-
лее всего тема угнетения, преследования неординарной, талантли-
вой личности государством присутствует в судьбе Мастера. Неда-
ром образ этот во многом автобиографичен. Однако тема власти, ее
глубинного воздействия на психологию и душу человека проявля-
ется и в истории Иешуа и Пилата.
Своеобразие композиции романа заключается в том, что в сю-
жетную ткань повествования о судьбах московских обитателей
вплетается основанная на евангельском сюжете повесть — повесть
об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате. Здесь раскрывается тонкий
психологизм Булгакова. Пилат — носитель власти. Этим обуслов-
лена двойственность героя, его духовная драма. Власть, которой
наделен прокуратор, вступает в противоречие с порывом его души,
не лишенной чувства справедливости, добра и зла. Иешуа, безза-
ветно верящий в светлое начало в человеке, не может осознать и
принять действия власти, ее слепого деспотизма. Столкнувшись с
глухой властью, бедный философ погибает. Однако в душу Пилата
Иешуа заронил сомнение и раскаяние, мучившие прокуратора дол-
гие века. Так, идея власти связана в романе с проблемой милосер-
дия и прощения.
Для понимания этих вопросов важен образ Маргариты и по-
смертная судьба двух любящих друг друга героев. Для Булгакова
милосердие выше мести, выше личных интересов. Маргарита гро-
мит квартиру критика Латунского, погубившего Мастера, но отвер-
гнет предложение уничтожить своего врага. После бала у Сатаны
50
героиня в первую очередь просит за страдающую Фриду, забывая о
собственном страстном желании вернуть Мастера,
Булгаков указывает своим героям путь душевного обновления,
преображения. Роман с его мистицизмом, фантастическими эпизо-
дами бросает вызов рационализму, мещанству, пошлости и подлос-
ти, а также гордыне и душевной глухоте. Так, Берлиоза с его само-
довольной уверенностью в завтрашнем дне писатель приводит к ги-
бели под колесами трамвая. Иван Бездомный, напротив, оказыва-
ется способным преобразоваться, отказавшись от прошлых заблуж-
дений. Здесь возникает еще один интересный мотив —- мотив ду-
ховного пробуждения, наступающего с потерей того, что в косном
обществе считается разумом. Именно в психиатрической больнице
решается Иван Бездомный не писать более своих жалких стихов.
Булгаков осуждает воинствующий атеизм, не имеющий истинной
моральной основы. Важная мысль автора, утверждаемая его рома-
ном, — мысль о бессмертии искусства. «Рукописи не горят», — го-
ворит Воланд. Но многие светлые идеи живут среди людей олагода-
ря ученикам, продолжающим дело учителя. Таков Левин Матвей.
Таков и Иванушка, которому Мастер поручает «написать продол-
жение» своего романа. Таким образом, автор заявляет о преемст-
венности идей, их наследовании. Необычно истолкование Булгако-
вым функции «злых сил», дьявола. Воланд и его свита, находясь в
Москве, возвращали к жизни порядочность, честность, карали зло
и неправду. Именно Воланд приводит Мастера и его подрусу в их
«вечный дом», даруя им покой. Мотив покоя также знаменателен в
булгаковском романе.
Нельзя забывать и о ярких, замечательных своей выразительно-
стью и сатирической остротой картинах московской жизни. Суще-
ствует понятие «булгаковской Москвы», появившееся благодаря
таланту писателя подмечать детали окружающего мира и воссозда-
вать их на страницах своих произведений,
Проблематика романа «Мастер и Маргарита» сложна и разнооб-
разна, понимание ее требует серьезных исследований. Однако мож-
но сказать, что каждый читатель по-своему проникает в глубину
булгаковского замысла, открывая для себя новые грани таланта
писателя. Читатель с чуткой душой и развитым умом не может не
полюбить это необычное, яркое и притягательное произведение.
Именно поэтому талант Булгакова завоевал столько искренних по-
клонников во всем мире.