ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Михаил Афанасьевич Булгаков — великий мастер, своим талан-
том несущий свет, не скрывая при этом тьмы...
Действительно, тьмы он не скрывал. Свое беззаконие и трагизм
пыталось скрыть от современников это время, в котором жил и тво-
рил автор. Время пыталось скрыть и самого Булгакова как автора.
57
В тридцатые годы он был из числа «запрещенных». После публика-
ции начала «Белой гвардии» до конца жизни ему не удалось опуб-
ликовать ни одного значительного произведения. И через много
лет, после смерти автора, его творения в полном объеме стали до-
ступны читателю. Долгое время оставалось «в тени» последнее про-
изведение Булгакова «Мастер и Маргарита». Это сложное, много-
гранное произведение. Жанр его был определен самим автором как
«фантастический роман». Посредством сочетаний реального и фан-
тастического Булгаков в своем произведении поднимает много
проблем, показывает нравственные изъяны и недостатки общества.
Смех и печаль, любовь и нравственный долг я вижу, читая страни-
цы романа. Одной из основных тем, мне кажется, является извеч-
ная тема добра и зла.
Пока существует на земле человек, будет существовать добро и
зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою
очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине. Всегда бу-
дет происходить борьба добра со злом.
Очень своеобразно и по-мастерски изобразил эту борьбу в своем
произведении Булгаков. Дьявольская свита вихрем проносится по
Москве. По той Москве, в которой существует ложь, недоверие к
людям, зависть и лицемерие. Эти пороки, это зло обнажает перед
читателями Воланд — художественно переосмысленный образ Са-
таны. Его фантастическое зло в романе показывает зло реальное,
нещадно разоблачает лицемерие таких людей, как Степа Лиходеев,
значимая личность в культурных и высоких кругах Москвы, —
пьяница, развратник, опустившийся бездельник. Никанор Ивано-
вич Босой — выжига и плут, буфетчик варьете — вор, поэт А. Рю-
хин — закоренелый лицемер. Таким образом, Воланд называет
всех своими именами, указывая, кто есть кто. На сеансе черной
магии в московском варьете он раздевает в прямом и переносном
смысле гражданок, позарившихся на дармовое добро, и с грустью
делает вывод: «Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легко-
мысленны... ну, что... и милосердие иногда стучится в их сердца...
обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних...»
А какими же были они, эти прежние? Автор переносит нас в да-
лекий Ершалаим, во дворец пятого прокуратора Иудеи Понтия Пи-
лата. «В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудови-
ще, и это совершенно верно». Прокуратор живет по своим законам,
согласно им мир делится на властвующих и подчиняющихся, раб
подчиняется своему господину •—• это незыблемый постулат. И
вдруг появляется тот, кто мыслит иначе- Человек, лет двадцати се-
ми, у которого связаны руки и который физически абсолютно бес-
помощен. Но он не боится прокуратора, он даже смеет ему возра-
жать: «...рухнет храм старой веры и создастся новый храм исти-
ны». Это человек — Иешуа убежден, что злых людей нет на свете,
есть только люди «несчастливые». Иешуа заинтересовал прокура-
тора. Понтий Пилат хотел и даже попытался спасти Иешуа от горь-
кой участи, но тот не мог отказаться от своей истины: «В числе
прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людь-
ми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни ка-
кой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и спра-
ведливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Но про-
куратор не может смириться с этим, это явное противоречие его
идеологии. Иешуа казнен. Казнен человек, который нес людям
праведный свет истины, добро было его сущностью. Этот человек
был духовно независим, он отстаивал истину добра, внушал веру и
любовь. Понтий Пилат понимает, что его величие оказалось мни-
мым, что он трус, его мучает совесть. Она наказан, его душа не мо-
жет обрести покой, но Иешуа — воплощение нравственной силы
добра в романе — прощает его. Он ушел из жизни, но живы зерна
добра, оставленные им. И вот уже сколько столетий люди верят в
Иисуса Христа, прообразом которого и является Иешуа. И вечное
стремление к добру неодолимо. Мастер пишет роман о Христе и
Пилате. В его понимании Христос — личность мыслящая и страда-
ющая» несущая в мир непреходящие ценности, неисчерпаемый ис-
точник добра. Истина открылась Мастеру, он уверовал и все-таки
выполнил миссию, ради которой он жил. Он пришел в эту жизнь,
чтобы написать роман о Христе. Мастер, как и Иешуа, дорого пла-
тит за право провозгласить свою истину. Пророки находят свое
место в сумасшедшем доме. И мир, увы, оказывается таким, что в
роли судьи выступает дьявол. Именно он и платит всем по заслу-
гам. Мастер уходит от людей, обретая покой и счастье. Но на земле
остается его бессмертное произведение. Борьба добра и зла продол-
жается. Из поколение в поколение люди ищут и будут искать нрав-
ственный идеал, решать этические противоречия, искать истину,
бороться со злом.
Я думаю, таким борцом является сам Булгаков. Его роману
суждена долгая жизнь, я верю, что он не потеряется во времени, а
будет служить источником нравственных идей еще многим и мно-
гим поколениям.
Проблема добра и зла — это вечная проблема, которая волнова-
ла и будет волновать человечество. Что есть добро и что есть зло на
земле? Этот вопрос проходит лейтмотивом через весь роман
М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Как известно, две проти-
воположные силы не могут не вступить в борьбу друг с другом, по-
этому вечна борьба между добром и злом.
Наиболее остро конфликт между этими силами отразился в ро-
мане «Мастер и Маргарита*». Итак, перед нами Москва конца два-
дцатых — начала тридцатых годов. В жаркий и душный вечер на
Патриарших прудах появляется господин, похожий на иностранца:
«...ни на какую ногу он не хромал, и росту был не маленького и не
огромного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой сторо-
ны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он
был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туф-
лях... По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Вы-
брит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеле-
ный. Брови черные, но одна выше другой...» Это Воланд — буду-
щий виновник всех беспорядков в Москре.
Сомнений нет в том, что Воланд — представитель «темной* си-
лы. (Воланд переводится с древнееврейского как «черт».) Важно
обратить внимание на эпилог к роману. Это слова Мефистофеля из
«Фауста» Гете: «Я — часть этой силы, что вечно хочет зла и вечно
59
совершает благо». Мефистофель в Фаусте — Сатана, который кара-
ет грешников, устраивает беспорядки. Нет, Воланд не похож на
Мефистофеля. Его сходство с ним ограничено лишь внешними при-
знаками! Острый подбородок, скошенное лицо, кривой рот. В дей-
ствиях же Воланда нет стремления наказать погрязших в грехах
москвичей. Он явился в Москву с одной целью — узнать, измени-
лась ли Москва с того дня, когда он был в ней последний раз. Ведь
Москва претендовала на звание Третьего Рима. Она провозглашала
новые принципы переустройства, новые ценности, новую жизнь.
Но что же видит Воланд, когда устраивает в театре варьете сеанс
черной магии для москвичей? Алчность, зависть, стремление на-
жить «легкие» деньги. И Воланд делает такой вывод: «Ну что же...
Они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было...
Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из ко-
жи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомыслен-
ны... ну что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обык-
новенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный во-
прос только испортил их...»
Прибытие Воланда в Москву сопровождается беспорядками:
умирает под колесами трамвая Берлиоз, сходит с ума Иван Бездом-
ный, сгорает «Дом Грибоедова». Но разве это дело рук самого Во-
ланда? Нет. Отчасти в бедах москвичей виновата свита Воланда!
Коровьев и кот Бегемот. Но более всего в своих несчастьях винова-
ты сами москвичи. Ведь это они создали вокруг себя мир, похожий
на ад, населенный злобой, пьянством, ложью, развратом. Заглянем
хотя бы в ресторан «Дома Грибоедова», где проводят свое свободное
время члены МАССОЛИТа. Здесь, «оплывая потом, официанты не-
сли над головами запотевшие кружки с пивом», «плясал какой-то
очень пожилой с бородой, в которой застряло перышко зеленого
лука», «грохот золотых тарелок в джазе иногда покрывал грохот
посуды, которую судомойки по наклонной плоскости спускали в
кухню». Вся атмосфера в ресторане напоминает преисподнюю, опи-
санную в Библии, одним словом «ад».
Попадая на бал Сатаны, мы можем убедиться в том, что челове-
чество всегда жило по одним и тем же законам, всегда совершало
зло. Перед нами и Маргаритой проходит госпожа Минхина, сжег-
шая своей горничной лицо щипцами для завивки, молодой юноша,
продавший любившую его девушку в публичный дом. Но при этом
мы понимаем, что все эти люди мертвы. Значит, в «ведомство» Во-
лана, в «ведомство» «тьмы» попадают только умершие. Только тог-
да, когда человек мертв, его душа, отягощенная грехами, попадает
под власть Воланда. Вот тогда наступает расплата за все то зло, ко-
торое человек совершил при жизни.
В «ведомство» Воланда попадают и Берлиоз, и Мастер с Марга-
ритой, и Понтий Пилат, жестокий прокуратор Иудеи.
Как много людей, попавших под власть Сатаны! Кто же может
вступить в борьбу со злом, кто из героев романа достоин «света»?
На этот вопрос отвечает роман, написанный Мастером. В городе Ер-
шалаиме, погрязшем, как и Москва, в распутстве, появляются два
человека: Иешуа Га-Ноцри и Левий Матвей. Первый из них счита-
ет, что злых людей не бывает и что самый страшный грех — это
60
трусость. Вот это тот человек, который достоин «света». Впервые
он предстает перед Понтием Пилатом «в стареньком и разорванном
хитоне. Голова его был прикрыта белой повязкой с ремешком во-
круг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека
был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью».
Можно ли говорить о том, что Иешуа Га-Ноцри — это Иисус Хрис-
тос? Судьбы этих людей схожи, они оба умерли на кресте. Но стоит
заметить, что Иешуа было двадцать семь лет, а Иисусу — тридцать
три года, когда их распяли. И Иешуа — самый обыкновенный че-
ловек, сирота, а Иисус Христос — «сын Божий». Но дело не в этом.
Главное, что Иешуа несет в своем сердце добро, он никогда в своей
жизни не сделал ничего плохого, он пришел в Бршалаим, чтобы
учить людей добру, чтобы излечить их тела и душу. Он спаситель
человечества. Но, к сожалению, человечество не нуждается в спасе-
нии. Наоборот, оно стремится избавиться от Иешуа, как от пре-
ступника и вора. И это тоже борьба добра со злом.
Наиболее ярко столкновение противоборствующих сил представ-
лено в конце романа, когда Воланд со своей свитой покидает Моск-
ву. Что же мы видим? «Свет» и «тьма» стоят на одной ступени.
Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа. Все,
что может Иешуа, — это попросить Воланда о том, чтобы тот дал
Мастеру и его возлюбленной вечный покой. А Воланд исполняет
эту просьбу. Таким образом, мы приходим к выводу, что силы до-
бра и зла равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно
противоборствуя, споря друг с другом. И борьба их вечна, потому
что нет на Земле человека, который ни разу за свою жизнь не со-
вершил греха; и нет такого человека, который бы полностью утра-
тил способность вершить добро. Мир — это своеобразные весы, на
чашах которого лежат два груза: добро и зло. И, как мне кажется,
пока сохраняется равновесие, мир и человечество смогут существо-
вать.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» помогает взглянуть на
окружающий мир по-новому. Я считаю, что этот роман помогает
найти и распознать, что есть добро и что есть зло.