ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
М. Лермонтов. «Пророк»
Воистину жемчужиной творчества Булгакова стал его роман
«Мастер и Маргарита». Он не только позволяет проникнуться атмо-
сферой быта двадцатых — тридцатых годов, не только, следуя гого-
левским традициям, обнажает пороки и недостатки современников
61
Булгакова, но и заставляет читателя задуматься над вопросами,
так волновавшими писателя: добро и зло, истина, справедливость,
любовь, свобода. Бог... Не случайно именно в годы «строительства»
атеистического (что так порадовало Воланда, так как было пре-
красной почвой для его экспериментов) государства Булгаков обра-
щается к Евангелию. В нем писатель находит для себя ответы на
вечные вопросы человеческого бытия. Но увенчается ли успехом
«го иопытка донести истину людям? Не останется ли он одинок в
своем стремлении?
В романе писатель глубоко осмысливает проблему одиночества.
Не случайно так, очевидно одиночество главных героев (Мастера,
Маргариты, Понтия Пилата). Чем же это вызвано?
Главный герой. Мастер в своем неожиданном, искреннем, сме-
лом романе о Пилате и Иешуа выразил авторское понимание исти-
ны. Булгаков широко освещает проблему взаимоотношений Масте-
ра и общества и сталкивается с одиночеством творческой личности.
Роман Мастера, смысл всей его жизни, не принят обществом. Более
того, он решительно отвергнут критикой, даже будучи неопублико-
ванным. Что же такого хотел сказать людям Мастер? Он хотел до-
нести до них необходимость веры, необходимость поиска истины.
Но она (как и он сам) отвергнута. Обществу чужды размышления
об истине, о правде — о тех высших категориях, значимость кото-
рых каждый должен осознать для себя сам. Люди заняты удовлет-
ворением мелочных потребностей (но ведь «не хлебом единым...»),
они не борются со своими слабостями и недостатками, легко подда-
ются искушениям, о чем так красноречиво говорит сеанс черной
магии. Неудивительно, что в таком обществе личность творческая,
думающая одинока, но находит понимания, отзыва.
В романе есть герой, путь которого до определенной степени по-
вторяет Мастер. Это Иешуа (Иисус), который так же, как и Мастер,
пыл отвергнут людьми. Была отвергнута и правда, которую он про-
поведовал им. Но Иешуа не чувствует себя одиноким, хотя и гово-
рит: «Я один в мире». Иешуа верит в то, что Бог всегда с ним; он
готов бороться за свои убеждения и даже отдать за них свою
жи,?нь. А Мастер оказывается неспособным к борьбе, он сжигает
рукопись, тем самым отрекаясь от истины. Если бы Мастер обра-
тился к Богу, он не был бы одинок. Но Мастер, удалившись от лю-
дей, став выше их в своем понимании жизни, в то же время не по-
дтел пс действительно верному пути, не обратился к Богу. И в этом
я вижу причину его одиночества.
С одиночеством Мастера созвучно одиночество Понтия Пилата.
Он имеет, казалось бы, все для счастливой жизни: деньги, власть,
славу... Это как раз то, что должно побуждать окружающих его
людей к общению с ним. Но уже при первом знакомстве с Пилатом
мы замечаем какое-то томление его души. Он еще не почувствовал
себя одиноким, но не случайно Иешуа говорит ему: «Истина преж-
де всего в том, что у тебя болит голова...о Иешуа видит в нем Со-
весть, видит неравнодушие к людям (ведь выражение «болит голо-
ва» имеет и переносный смысл).
Встреча Пилата и Иешуа была недолгой, но они успели погово-
рить об истине, Иешуа пробудил в Пилате мысль и душу, пробудил
62
жажду поиска истины. Не случайно автор проводит параллель
между сегодняшним днем и далеким прошлым. В поиске истины
Булгаков видит вечное стремление человека, но за два тысячелетия
человечество не созрело до понимания истины, и каждый, кто заду-
мывается о ней, кто приближается к ее пониманию, невольно вста-
ет выше толпы и становится одинок.
Одиночество Пилата — это не только доказательство того, что
он отошел от обыденной суеты и приблизился к пониманию исти-
ны. Это еще и наказание. Наказание за то, что он пренебрег Сове-
стью, предпочел выполнить закон ершалаимский, преступив закон
высший. Разве не напоминают его муки совести, его одиночество
состояние Раскольникова после преступления?! Пилат стал выше
толпы, но в то же время сам преградил себе путь к Богу.
«...Необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах»
Маргариты на первый взгляд имеет совершенно другую природу.
Ее сердце требует любви, любви возвышенной, чистой, вечной. И
она находит ее, она «заполняет собой» душу Мастера и готова ради
него на все. Но истина, в понимании самого Иешуа, есть не что
иное, как царство добра, справедливости, ради которого Иешуа
приносит себя в жертву. Любовь — это тоже безграничная доброта,
готовность на самопожертвованию. Отдав душу дьяволу, Маргарита
также совершила величайшую жертву во имя спасения своей люб-
ви.
Царство истины, его начало Иешуа видит именно в любви. И
для того чтобы «возлюбить ближнего своего», полюбить все челове-
чество, требуется еще большая сила, чем душевная сила Маргари-
ты. Чем больше будет людей, способных на всепоглощающую лю-
бовь, тем скорее мы приблизимся к «царству истины и справедли-
вости». Одиночество же Маргариты говорит о том, как мало таких
людей встречал Булгаков.
Говоря об одиночестве, нэяьзя не упомянуть Ивана Бездомного.
В начале романа мы видим поэта, стихоплетствующего на потребу
атеистическому обществу. В конце же романа он отказывается от
«сочинительства»; мы видим одинокого человека, который, поняв
несправедливость и фальшь окружающего его мира, находится на
пути к познанию истины. На примере судьбы этого поэта Булгаков
показал неспособность неверующего человека противостоять злу.
Именно в поиске истины, в борьбе за справедливость, в борьбе
добра со злом видит Булгаков смысл человеческой жизни. Но авто-
ра беспокоит, что люди не меняются, что за две тысячи лет они ни
на шаг не приблизились к пониманию смысла своей жизни (об этом
автор заявляет устами Воланда: «...Люди как люди. Любят деньги,
но ведь это всегда было...»). Писатель показал трагедию творческой
личности, обреченной на непонимание.
В запрете романа Мастера угадываются судьбы многих произве-
дений, не увидевших свет тогда, когда они были особенно нужны,
угадываются судьбы многих поэтов и писателей, не получивших
заслуженного признания. Но еще более страшным знамением вре-
мени видит Булгаков одиночество Совести и Любви, Искренности и
Доброты, на которых зиждется «царство истины и справедливо-
сти». Только познав истину и любовь, слушая голос совести, чело-
63
век, по Булгакову, обретает покой. И в конце романа автор выска-
зывает надежду на то, что люди обретут-таки покой и встретят по-
нимание. Надежду на то, что люди, постигшие вечные ценности,
высшие категории бытия, незыблемость которых утверждает Еван-
гелие, не будут одиноки.