МОСКВА М. А. БУЛГАКОВА
Увы, как ни противоречит это самосознанию москвича, для ве-
ликого Мастера русской литературы Михаила Булгакова Москва не
была родным городом. Справедливость данного утверждения необ-
ходима, если понятие «родной» ассоциировать лишь с географией
места рождения, ведь, как известно, писатель родился в Москве.
Однако можно и, пожалуй, должно вкладывать в это слово более
широкий смысл, тем более если речь идет о Булгакове.
Неразрывная связь писателя с Москвой гораздо глубже геогра-
фических понятий, ибо именно здесь происходят все основные со-
бытия его жизни и творчества. Не случайно о своем приезде в Мо-
скву в 1921 году Булгаков так пишет в автобиографии: «Я приехал
в Москву в конце 1921 года без денег и без вещей, приехал, чтобы
остаться здесь навсегда».
Работа в редакциях различных газет, во МХАТе — лишь основ-
ные вехи жизни писателя в столице. Большая часть ее также свя-
зана с проживанием в квартире № 50 в доме 10 по Большой Садо-
вой улице — именно сюда Булгаков поместит центр событий рома-
на «Мастер и Маргарита». Легендарный дом 302-бис по Садовой
66
связан с реальным домом № 10 простой формулой: три и два в сум-
ме составляют пять, а слово «бис» имеет значение «дважды»,
следовательно, дважды пять и являют нам настоящий адрес дома в
романе.
Связь писателя с Москвой, своеобразие понимания феномена
этого города органически заключены в таких, например, произве-
дениях Булгакова, как повесть «Собачье сердце» и роман «Мастер
и Маргарита». Причем в художественном восприятии писателя Мо-
сква становится не просто городом, а городом людей с их традиция-
ми, радостями, ежедневными проблемами и вечными ценностями.
Создается удивительно цельный образ Москвы булгаковской.
Социальные противоречия нэпманской Москвы двадцатых годов
остро отмечены в повести «Собачье сердце».
Холод, грязь, резкие контрасты жизни. Москву даже в сравне-
нии общественных столовых и столовых-ресторанов для избран-
ных — читатель видит глазами пса Шарика. Впервые в русской ли-
тературе писатель использовал подобную перспективу в рассмотре-
нии противоречивой жизни столицы. Трагедия Москвы двадца-
тых годов передается Булгаковым с помощью частного примера —
описания изменений в устройстве жизни Калабуховского дома, ко-
торый становится центром событий повести. В споре о причинах
появления в доме таких явлений, как кража галош, грязь в парад-
ном, перебои в электроснабжении, профессор Преображенский —
главный герой повести — на комментарий своего помощника Бор-
менталя, говорящего о том, что причиной всего этого является
«разруха», говорит так: «Что такое разруха? Разруха — это не ста-
руха с клюкой... Разруха... в головах».
Булгаков в «Собачьем сердце» остро переживает именно эту
«разруху в головах» в обществе Москвы: «уплотнение», вплоть до
фантастического вытеснения из жизни старой московской интелли-
генции, доминирование, агрессивное и жестокое, в ней шариковых
и швондеров.
Неразрывную связь Булгакова с Москвой подтверждает и то,
что именно здесь разворачивается действие центрального произве-
дения всего творчества писателя — романа «Мастер и Маргарита».
Все без исключения исследователи творчества Булгакова указы-
вают на предельную реальность московской топографии романа,
его московских прототипов. При этом, как уже отмечалось, Булга-
ков нередко прибегает к использованию своеобразных шифров, не
очень, впрочем, сложных для разгадки.
Уже назывался реальный прообраз дома 302-бис, однако имеют-
ся и другие московские адреса романа «Мастер и Маргарита». На-
пример, за «Домом Грибоедова», здания правления литературной
организации МАССОЛИТ, угадывается дом Герцена, расположен-
ный на улице Герцена (ныне Б. Никитская). А за самим МАССО-
ЛИТом можно увидеть РАПП или более поздний Союз писателей —
такие же принципиально нетворческие организации.
Роман «Мастер и Маргарита», который Булгаков писал более
десяти лет, является, таким образом, широкой и глубинной психо-
логической картиной жизни Москвы тридцатых годов. Это под-
тверждает обилие прототипов персонажей романа, что, впрочем,
67
неудивительно на фоне автобиографичности фигуры самого Масте-
ра.
Ряд исследователей отмечает, в частности, что прототипом пер-
сонажа Мстислава Лавровича явился известный в тридцатые годы
критик Всеволод Вишневский: фамилия персонажа спародирована
через известные лавровишневые капли. Прототипична и фигура
Берлиоза — квазиэрудита, бюрократического руководителя творче-
ской организации — несомненными прообразами этого героя явля-
ются председатель РАППа Авербах и нарком просвещения Луна-
чарский.
Чрезвычайно глубокий смысл для понимания всей концепции
булгаковской Москвы имеет ее связь с Вечным городом — Иеруса-
лимом. Причем связь эта не только временная и топографическая
(в передвижениях героев по городу Арбат соответствует Нижнему
Иерусалиму), не просто перекликаются между собой отдельные де-
тали городского пейзажа (золотые идолы и золотые купола, пяти-
свечия и пять кремлевских звезд, установленных в 1937 году), но
между двумя городами, отделенными друг от друга девятнадцатью
веками, возникает глубокая философская связь, основанная на
примере самой сущности человека. Жителей обоих городов объеди-
няет порочная преданность обману, лжи, доносительству. Москва
тридцатых годов — город, живущий исключительно своим настоя-
щим, отрицающий свою историческую наследственность, — у Бул-
гакова оказывается соединенным, слитым воедино с вечностью, сам
становится историей...
Пожалуй, наиболее емко определяют отношение писателя к
противоречиям Москвы слова Воланда: «Какой интересный город,
не правда ли?» — говорит он, глядя на сочетание Москвы новой и
Москвы старой. Какое простое, но одновременно какое глубокое
слово: «интересный»! Москва Булгакова — город, увлекающий сво-
ими тайнами, стимулирующий глубинные исследования, серьезное
переосмысление, предела которым нет и, очевидно, быть не может.
Ибо познание истории, вечности бесконечно.