ТЕМА РЕЛИГИИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Роман писался в период с 1928 по 1940 год. Это время очень
сложное и жестокое. В нашей стране были революция и Граждан-
ская война. В момент написания романа производятся репрессии, а
в Европе процветает фашизм. И все это происходит за один год до
Великой Отечественной войны. В это время размышления о добре и
зле, о религии, силе, которая может предотвратить жестокость и
агрессию, безусловно, являются важными и актуальными. И вооб-
ще вечные ценности подвергаются переоценке именно в трудные,
критические времена. Так было всегда.
Рассказ Мастера — это интерпретация библейского сюжета са-
мим автором. Между рассказом Мастера и библейским сюжетом
четко видна параллель: Иешуа и Ершалаим — это не что иное, как
Иисус и Иерусалим соответственно. Для меня Библия всегда была
носителем десяти заповедей, которые являются сформулированной
68
формой основных человеческих принципов. На этих принципах
должно держаться и в какой-то мере держится современное обще-
ство. Рассказ Мастера имеет важное значение во всем произведении
Булгакова, так как не только своей серьезностью уравновешивает
остальную, безусловно, сатирическую часть произведения, но и яв-
ляется важной «арией». Этот противовес уравновешивает добро и
зло не только в романе, но и в жизни тоже. Такова, по моему мне-
нию, мысль Булгакова. Понимая это, мы можем легко ответить на
вопрос, кто есть Воланд. Если Иешуа — носитель добра, то Во-
ланд — носитель зла, его яркий представитель, А в религиозном
объяснении Воланд не кто иной, как Сатана.
Булгаков понимает это, и он этого не скрывает. Мы видим гла-
венствующую роль Воланда во время бала. Автор наделяет Воланда
атрибутами Сатаны — свитой. А сила и возможности Воланда, ко-
торые он воплощает в действия, не оставляют никакого сомнения в
том, что он и есть Сатана.
Однако интересно видение автора. Булгаков видит не борьбу до-
бра и зла, а их сотрудничество. Оно заключается в том, что люди
сами должны выбирать свой путь. Не может случиться такого, что
выиграет какая-нибудь из этих двух сил. И хотя я и считаю, что
добро сильнее зла, но, думаю, Воланд никогда не останется без сво-
их новых соратников.
Воланд приезжает в Москву, как он говорит, для того, чтобы по-
смотреть, изменились ли люди. Видимо, он уже был здесь. И по его
заключению, люди остались точно такими же, какими и были:
жадными, корыстными, подозрительными и т. д. Он раскидывал
деньги, и люди готовы лезть друг другу на шею, чтобы добыть их.
Он предлагает дамам поменять свою одежду на красивую. И дамы
бегут переодеваться, хотя наверняка знают, что бесплатный сыр
бывает только в, мышеловке. И хотя вещи достаются якобы бес-
платно, берут они их варварски, и нет сомнений в том, что эти лю-
ди еще далеки от духовного совершенства. Воланд почти все воз-
вращает к тому состоянию, которое было до него. И дамы стоят го-
лые на улице, и червонцы превращаются в бумагу — все это имеет
свой смысл. Так и то и другое карает людей за жадность. Как пра-
вило, от проделок Воланда и его свиты страдают люди, повинные в
своей беде, однако зло не может пройти бесследно. Ведь других
причин, по моему мнению, для гибели Берлиоза просто нет. Но Са-
тана в представлении Булгакова тоже обладает человеческими ка-
чествами. Он сжалился над Маргаритой и вернул ей Мастера. Он
же послушался Левия Матвея и дал им покой.
Нравственный выбор Маргариты был определен в пользу зла.
Она продала душу дьяволу ради любви. И этот факт заслуживает
осуждения. По религиозным убеждениям она лишила себя шанса
попасть в рай. А Мастер тоже отказался от рая, когда он отрекся от
своего произведения.
Но произведения не могут сгореть. Раз напечатанное, произведе-
ние навсегда останется в сердцах людей. Как осталась когда-то в
миллионах сердцах Библия. Эта красивая сказка облагородила
огромное количество людей. Сделала их добрее. Для многих она
69
стала верой в добро и определяющей силой в выборе поступков в
реальной и повседневной жизни.
Так и книга Булгакова, его новое видение вечной темы добра и
зла заставит пересмотреть свои позиции многих людей. И. хотя ав-
тор исправлял и улучшал свой роман до самой своей смерти и счи-
тается, что он его не дописал, его произведение останется в сердцах
людей. Что приведет только к положительному результату. Я не
верю в Бога, но считаю, что религии, книги, искусство только
облагораживают человека, и это, безусловно, здорово!