ПУТЬ «ОТ МЩЕНИЯ К ПРОЩЕНИЮ»
(По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал до последних
дней своей жизни. Над этим произведением он работал очень дол-
го, полных двенадцать лет. Последние страницы этого романа он
диктовал своей жене. Но Булгаков при жизни так и не увидел свой
роман изданным. Впервые его напечатали в 1966—1967 годах в
журнале «Москва». То, что над этим произведением проделана
огромная работа, видно из того, что Булгаков не сразу пришел к
названию «Мастер и Маргарита». Первым названием было «Чер-
ный маг», вторым — «Копыто инженера». И только в конце три-
дцатых годов Михаил Булгаков остановился на названии «Мастер
и Маргарита».
Познакомившись с этим романом, читатель может узнать бродя-
чего философа Иешуа Га-Ноцри; заразиться упоительным чувством
свободы, которым была охвачена Маргарита, паря над землей по
пути на Великий Бал Сатаны; осознать убожество быта, в который
не может проникнуть свет настоящей любви и подлинного добра;
испытать вместе с Мастером тот страх, которым он заболел, когда
вышел к людям со своим мудрым творением и был встречен злобой
и яростью; позабавиться вместе с озорными ассистентами Воланда
над «подведомственными» Сатане большими и мелкими пакостни-
ками, мошенниками.
Булгаков писал роман «Мастер и Маргарита» как достоверную
книгу о своем времени и его людях. И в то же время это произведе-
ние обращено в будущее, является книгой на все времена. Этот ро-
ман — «лебединая песня» писателя. В нем есть мистические герои,
которые и должны были судить этот город — Москву, это время,
этих людей.
Воланд — специалист по черной магии, как он представился
Бездомному и Берлиозу, — прибыл со своей свитой в Москву. Но та
жизнь, которую представила их взору Москва, очень не понрави-
лась магу. И он решает наказать этих людей, не оправдавших дове-
рия Сатаны. Воланд устраивает представление в варьете, в котором
он должен был показать фокусы черной магии. Здесь он хотел уви-
деть, как изменился народ за то время, пока его не было в Москве.
Он открыл прямо на сцене женский магазинчик, в котором можно
было получить новую одежду, но только в обмен на старую. Пона-
чалу все боялись этого обмена, но после того, как на сцену вышла
первая посетительница магазина, одетая полностью во француз-
скую одежду, все женщины без стеснения побежали в этот мага-
зин. И Воланд увидел всю сущность этих людей. Они оказались все
очень жадными. Поэтому Сатана решил их проучить. Он сделал
так, что через некоторое время с них исчезла одежда, которую они
взяли в магазинчике Сатаны. И по улицам начали бегать обману-
тые в одних панталонах. Воланд без сожаления расправился с лю-
дьми.
Одним из служителей варьете был Варенуха. Он очень любил
врать по телефону. Он притворялся и говорил, что Варенуха, то
есть он сам, сейчас отсутствует и подойти к телефону не сможет.
73
Он проделывал такие шутки всегда. И Воланд в наказание превра-
тил его в вампира. Но проходит некоторое время, и наказание сме-
няется прощением. Сатана, вершивший суд в Москве, отпускает
Варенуху, но при условии, что тот всегда будет отвечать на теле-
фонные звонки и никогда не будет обманывать. Воланд понял, что
этот человек уже достаточно наказан, и поэтому простил его.
В своем романе автор показывает, как ради личной выгоды лю-
ди готовы на все. Ведь, как только квартиру покойного Берлиоза
опечатали, в домоуправление начали поступать бесконечные запис-
ки. В одних говорилось о недостатке жилплощади, другие жалова-
лись на беспокойных соседей, а были и такие, где девушки призна-
вались в тайной беременности. Но все эти люди преследовали толь-
ко одну цель — заполучить квартиру Берлиоза, хоть о ней и ходи-
ла дурная слава: оттуда постоянно исчезали люди.
Воланд прибыл в Москву как справедливое возмездие. Он вмес-
те со своей свитой хотел проучить людей, которые того заслужива-
ли. Но этого хотел не только Сатана. Это желание было присуще и
людям. Маргарита, став ведьмой, первым делом полетела к дому,
где жил критик Латунский, который всю жизнь погубил Мастеру
своей статьей о романе «Понтий Пилат». Маргарита мстила за че-
ловека, которого она любила. Она разрушила все в доме Латунско-
го, и критику очень повезло, что его в это время не было дома, а то
неизвестно, остался бы он жив после этого или нет. Но когда Во-
ланд предлагает Маргарите послать кого-нибудь из своей свиты к
Латунскому, она отказывается от этого. Маргарита решает про-
стить его, потому что видит, что этот человек и без того ничтожен
и жалок. Маргарита проходит эту свою дорогу «от мщения к про-
щению».
Понтий Пилат — могущественный римский прокуратор. В его
руках жизнь и смерть жителей Иудеи. Но свободы он не знает. Он
раб кесаря, своей должности и своей карьеры. Он понимает, что
Иешуа Га-Ноцри не заслуживает смерти. И очень хочет спасти его,
но переступить через цепи этого рабства — свыше его сил. Понтий
Пилат видит, что он виноват в смерти бродячего философа Иешуа
Га-Ноцри, и поэтому ждет прощения свыше.
Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа,
воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг
ДРУГУ и любовь, покарать взяточников, лжецов, предателей. Суд
над ними вершится не по законам добра, они предстают перед су-
дом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации
со злом следует бороться силами зла, чтобы восстановить справед-
ливость. Воланд прощает людям пороки, за которые они уже доста-
точно поплатились. Он награждает Мастера и Маргариту покоем, о
котором они так давно мечтали. У Булгакова дьявол — это не толь-
ко вершитель зла, это одухотворенное существо, которому не чуж-
до ничто человеческое. Поэтому Воланд многим героям дарует про-
щение, достаточно наказав их за пороки.
Прощать — это главное, чему должен научиться человек в своей
жизни.