РОЛЬ СЦЕНЫ «СЕАНС ЧЕРНОЙ МАГИИ»
В ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТРУКТУРЕ РОМАНА
М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» (I вариант)
М. А Булгаков — один из ярчайших писателей XX века. Пре-
красная фантастика и сатира романа «Мастер и Маргарита» сдела-
ли произведение одним из самых читаемых в советское время,
когда правительство любыми способами хотело скрыть недостатки
социальной системы, пороки общества. Именно поэтому произве-
дение, полное смелых идей и разоблачений, долго не печаталось.
Роман этот очень сложен и необычен, а потому интересен не толь-
ко людям, жившим в советское время, но и современной молоде-
жи.
Одна из главных тем романа — тема добра и зла — звучит в
каждой строчке произведения, как в ершалаимских, так и в мос-
ковских главах. И как ни странно, наказание во имя торжества до-
бра творят силы зла {не случаен эпиграф произведения: «...Я —
часть той силы, что вечно хочет зла и совершает благо»).
Воланд обличает худшую сторону человеческой натуры, разоб-
лачает людские пороки и наказывает человека за его проступки.
Наиболее яркой сценой «добрых» деяний злой силы является глава
«Черная магия и ее разоблачение». В этой главе сила разоблачения
достигает апогея. Воланд и его свита соблазняют зрителей, тем са-
мым раскрывая самые глубокие пороки современных людей, и не-
медля показывают наиболее порочных. Воланд приказывает ото-
рвать голову надоевшему ему Бенгальскому, который слишком
много врал («суется все время, куда его не спрашивают, ложными
замечаниями портит сеанс!»). Тут же читатель замечает жестокость
зрителей по отношению к провинившемуся конферансье, затем их
слабонервность и жалость к несчастному с оторванной головой. Си-
лы зла разоблачают такие пороки, как недоверие ко всему и подо-
зрительность, воспитанные издержками системы, жадность, над-
менность, корысть и хамство. Воланд наказывает виновных, на-
правляя их тем самым на праведный путь. Конечно же разоблаче-
ние пороков общества происходит на протяжении всего романа, но
более ярко выражено и подчеркнуто оно именно в рассматриваемой
главе.
В этой же главе задается один из наиболее важных философ-
ских вопросов всего романа: «изменились ли эти горожане внутрен-
не?» И, немного проследив реакцию зрителей на фокусы черной
магии, Воланд заключает: «В общем, напоминают прежних... квар-
тирный вопрос только испортил их...» То есть, сравнивая людей,
живших тысячелетия назад, и современных, можно сказать, что
время ничего не изменило: люди так же любят деньги, а «милосер-
дие иногда стучится в их сердца».
Возможности зла ограниченны. Воланд обретает полноту влас-
ти только там, где последовательно истребляются честь, вера,
подлинная культура. Люди сами открывают ему умы и души. И
как же доверчивы и порочны оказались люди, пришедшие в те-
атр варьете. Хотя на афишах было написано: «Сеансы черной ма-
гии с полным ее разоблачением», все равно зрители поверили в
75
существование магии и во все фокусы Воланда. Тем сильнее было
их разочарование, что после представления все подаренные про-
фессором вещи испарились, а деньги превратились в простые бу-
мажки.
Двенадцатая глава — это глава, в которой собраны все пороки
современного общества и людей вообще.
В художественной структуре рассматриваемая сцена занимает
особое место. Московская линия и линия темного мира сливаются
воедино, переплетаясь и дополняя друг друга. То есть темные силы
показывают все свое могущество посредством порочности москов-
ских граждан, а читателю раскрывается культурная сторона мос-
ковской жизни.
В заключение можно сказать, что глава о сеансе черной магии
очень важна в идейно-художественной структуре романа: она явля-
ется одной из важнейших в раскрытии автором темы добра и зла, в
ней тесно переплетаются между собой главнейшие художественные
линии романа.