РОЛЬ СЦЕНЫ «СЕАНС ЧЕРНОЙ МАГИИ»
В ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТРУКТУРЕ РОМАНА
М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» (II вариант)
Не законченный в 1940 году роман «Мастер и Маргарита» явля-
ется одним из глубочайших произведений русской литературы.
Для наиболее полного выражения своих идей Булгаков выстраива-
ет его композицию как сочетание реального, фантастического и
вечного. Такая структура позволяет наилучшим образом показать
изменения, происшедшие за два тысячелетия в душах людей, и в
конечном итоге ответить на главные вопросы произведения о добре
и зле, творчестве и смысле жизни.
Если рассмотрегь композицию «московских» глав романа (т. е.
его «реальную» часть), то становится очевидным, что сцена сеанса
черной магии является кульминационной. Понятны также и при-
чины появления этого эпизода — провести своеобразное испытание
людей, проследить эволюцию их душ.
Посетители варьете встречаются с потусторонней силой, но так
и не осознают этого. С одной стороны, здесь появляется мотив уз-
навания. У Булгакова только «любимые» герои, герои с душой спо-
собны понять, что перед ними — Сатана. Публика варьете, напро-
тив, бездушна, мертва, и только изредка «милосердие... стучится в
их сердца», С другой стороны, автором используется прием обытов-
ления фантастического, то есть персонажи, прибывшие из мира
вечности, в реальности приобретают конкретные земные черты.
Наиболее характерная деталь — полинялое кресло мага.
И именно Воланд в начале эпизода ставит основной вопрос: «из-
менились ли эти горожане внутренне?». Следующий за этим разго-
вор о москвичах вместе с реакцией последних на черную магию со-
ставляет идейное содержание сцены.
Первая проверка, которой подверглись несчастные зрители,
представляла собой «денежный дождь» — испытание деньгами, за-
кончившееся отрыванием головы конферансье. Важно, что предло-
76
жение поступило из публики. Это свидетельствует о том, что тяга к
«денежным бумажкам» у горожан заложена на уровне инстинкта.
Когда олицетворяющий разум Бенгальский становится преградой
на пути к богатству, его стремятся убрать. Но по сути своей конфе-
рансье такой же стяжатель, что подтверждается репликой: «Квар-
тиру возьмите, картины возьмите, только голову отдайте!» Думает-
ся, что «квартирный вопрос» (по мнению мага, главная причина
испорченности москвичей) является мотивом сцены. Основной же
ее смысл заключается в доказательстве того, что люди так и не
утратили алчность.
Следующее испытание, которому подвергнута публика, —
дамский магазин. Интересно проследить изменение наречий, ха-
рактеризующих состояние первой посетительницы: от «решите-
льно все равно» и «задумчиво» к «с достоинством» и «надмен-
но». У брюнетки нет имени, это собирательный образ, на приме-
ре которого Булгаков показывает, как жадность овладевает ду-
шою человека.
Что же движет этими людьми? Судя по реакции зала на появле-
ние преображенной женщины — зависть, то самое «чувство дрян-
ной категории», которое вместе с жаждой наживы, карьеризмом
может толкнуть человека на все. Это иллюстрирует «разоблачение»
Аркадия Аполлоновича, еще одного «рупора разума». Семплеярова
уличают в «оказании протекции» молодым актрисам. В жертву ка-
рьере приносится честь, а высокое положение дает право бесчес-
тить других.
В свете всего этого становится ясным смысл названия главы —
«Черная магия и ее разоблачение». Развенчивается не магия перед
людьми, а, наоборот, пороки человека выявляются при помощи
колдовства. Этот прием используется и в других местах романа (на-
пример, самопишущий костюм).
Если говорить о художественном своеобразии эпизода, то необ-
ходимо отметить черты карнавальной сцены в сеансе. Классиче-
ским примером может служить сцена сумасшествия Катерины Ива-
новны в «Преступлении и наказании». С булгаковским этот эпизод
роднят даже шумы: хохот и звон тарелок в «Мастере и Маргарите»
и смех, гром таза и пение у Достоевского.
Речевое оформление сцены характерно для «московских» глав.
Эпизод написан динамичным языком, «стилем кинематографа» —
одно событие сменяет другое практически без авторских коммента-
риев. Необходимо отметить и приемы классического: гиперболу,
гротеск.
Итак, сцена сеанса черной магии занимает важное место в идей-
но-художественной структуре романа, С точки зрения композиции
она является кульминацией в развитии действия в «московских»
главах. Рассмотрены все основные пороки современного человека
(который так и не изменился), кроме, пожалуй, самого главного —
трусости. Именно из-за нее мастер был лишен света, она же отняла
смерть у жестокого пятого прокуратора Иудеи, всадника Пилата
Понтийского.