ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ СЦЕНЫ В ТЕАТРЕ
ВАРЬЕТЕ (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Одной из причин, побудивших «профессора черной магии» Во-
ланда «в час небывало жаркого заката» посетить столицу, является
его стремление познакомиться с москвичами. В так называемых
«московских» главах мы видим преимущественно единичные обра-
зы московских жителей, выхваченных из толпы. На первых стра-
ницах романа перед нами проносится пестрая вереница таких пер-
сонажей, как незадачливая Аннушка, разлившая масло на трам-
вайных путях, средней руки поэт Рюхин и, наконец, невозмутимая
кондукторша трамвая, запретившая коту Бегемоту ездить в обще-
ственном транспорте. Своеобразным апофеозом темы московского
быта можно считать невероятные события, происшедшие в театре
варьете. Что же выявляет сцена сеанса черной магии? В чем ее
идейная и композиционная роль?
Воланд, поставивший своей целью выяснить состояние совре-
менного общества, безошибочно выбирает Степино варьете в каче-
стве объекта своего внимания, поскольку именно здесь на дешевых
представлениях, сопровождаемых шутками недалекого Бенгальско-
го, можно лицезреть разлакомившихся московских граждан в до-
статочном количестве. Симптоматично то, что жители столицы,
79
имеющие прекрасные возможности посещать музеи и хорошие
спектакли, останавливают свой выбор на бездарных шоу, организу-
емых попивающим Лиходеевым и финдиректором Римским, мечта-
ющим о смещении начальника. Оба они, будучи атеистами, несут
свое наказание, но тлен неверия коснулся не только правящей вер-
хушки, но и всей Москвы в целом. По этой причине Воланд с такой
легкостью нащупывает больные струны в душах наивных зрителей.
Фокус с заколдованными денежными купюрами разного достоинст-
ва повергает зрительный зал в полный восторг. На этом простом
примере великий маг выявляет всю мелочность и жадность люди-
шек, сражающихся за право «наловить» рекордное количество эти-
кеток от «Нарзана», что выяснилось впоследствии. Картина нрав-
ственного разложения, описанная Булгаковым, была бы совсем уд-
ручающей, если бы не нелепый случай с конферансье, которому по-
просту оторвали его глупую голову. Однако мертвенные на первый
взгляд обыватели, закостеневшие в своих житейских пересудах,
еще способны на сострадание:
«Простить! Простить!» — раздались вначале отдельные... голо-
са, а затем они слились в один хор...» После этого феномена чело-
веческой жалости чародей повелевает «надеть голову» обратно.
«...Люди как люди, — заключает он, — любят деньги, но ведь это
всегда было...»
Однако фокус с деньгами — не единственное искушение, угото-
ванное хитроумной шайкой для московских жителей. На сцене воз-
никает необыкновенный магазин с женской одеждой и аксессуара-
ми, и это чрезвычайное событие настолько поражает не верящих в
чудеса зрителей, что они не замечают исчезновения главного мага,
который растаял в воздухе вместе со своим креслом. Раздача бес-
платной одежды, пропадающей после сеанса, является своеобраз-
ной метафорой психологии московского обывателя, уверенного в
своей защищенности от внешнего мира и даже не предполагающего
о том, что и он находится во власти обстоятельств. Этот тезис под-
тверждается на примере ситуации с «почетным гостем» Семплеяро-
вым, рьяно требующим «незамедлительного разоблачения» всех по-
казанных ранее фокусов. Нисколько не стушевавшийся в этой си-
туации Фагот незамедлительно «выкладывает» достопочтенной
публике поднаготную важного господина с его многочисленными
изменами и злоупотреблениями служебным положением. После по-
лученного «разоблачения» обескураженный деятель культуры ста-
новится «деспотом и мещанином», получая вдобавок удар зонти-
ком по голове.
Все это немыслимое феерическое действо получает соответству-
ющее завершение под какофонию «урезанного» музыкантами мар-
ша. Довольные своими выходками Коровьев и Бегемот исчезают
вслед за Воландом, а ошеломленные москвичи расходятся по до-
мам, где их ожидают новые поводы для удивления...
Сцена в театре варьете является своеобразной моделью более
важного события романа — бала у Сатаны. И если одураченные
зрители олицетворяют собой лишь мелкие пороки, то позже мы
столкнемся с самыми великими грешниками всего человечества.