Пятница, 29.11.2024, 22:10
<<Y.S.K.>>
Главная
· RSS
Меню сайта
Поиск

Реклама


Новости

Наш опрос
Нашли ли вы на нашем сайте нужную для вас информацию?
Всего ответов: 151
 ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ СЦЕНЫ В ТЕАТРЕ ВАРЬЕТЕ (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ СЦЕНЫ В ТЕАТРЕ
ВАРЬЕТЕ (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Одной из причин, побудивших «профессора черной магии» Во-
ланда «в час небывало жаркого заката» посетить столицу, является
его стремление познакомиться с москвичами. В так называемых
«московских» главах мы видим преимущественно единичные обра-
зы московских жителей, выхваченных из толпы. На первых стра-
ницах романа перед нами проносится пестрая вереница таких пер-
сонажей, как незадачливая Аннушка, разлившая масло на трам-
вайных путях, средней руки поэт Рюхин и, наконец, невозмутимая
кондукторша трамвая, запретившая коту Бегемоту ездить в обще-
ственном транспорте. Своеобразным апофеозом темы московского
быта можно считать невероятные события, происшедшие в театре
варьете. Что же выявляет сцена сеанса черной магии? В чем ее
идейная и композиционная роль?
Воланд, поставивший своей целью выяснить состояние совре-
менного общества, безошибочно выбирает Степино варьете в каче-
стве объекта своего внимания, поскольку именно здесь на дешевых
представлениях, сопровождаемых шутками недалекого Бенгальско-
го, можно лицезреть разлакомившихся московских граждан в до-
статочном количестве. Симптоматично то, что жители столицы,
79
имеющие прекрасные возможности посещать музеи и хорошие
спектакли, останавливают свой выбор на бездарных шоу, организу-
емых попивающим Лиходеевым и финдиректором Римским, мечта-
ющим о смещении начальника. Оба они, будучи атеистами, несут
свое наказание, но тлен неверия коснулся не только правящей вер-
хушки, но и всей Москвы в целом. По этой причине Воланд с такой
легкостью нащупывает больные струны в душах наивных зрителей.
Фокус с заколдованными денежными купюрами разного достоинст-
ва повергает зрительный зал в полный восторг. На этом простом
примере великий маг выявляет всю мелочность и жадность люди-
шек, сражающихся за право «наловить» рекордное количество эти-
кеток от «Нарзана», что выяснилось впоследствии. Картина нрав-
ственного разложения, описанная Булгаковым, была бы совсем уд-
ручающей, если бы не нелепый случай с конферансье, которому по-
просту оторвали его глупую голову. Однако мертвенные на первый
взгляд обыватели, закостеневшие в своих житейских пересудах,
еще способны на сострадание:
«Простить! Простить!» — раздались вначале отдельные... голо-
са, а затем они слились в один хор...» После этого феномена чело-
веческой жалости чародей повелевает «надеть голову» обратно.
«...Люди как люди, — заключает он, — любят деньги, но ведь это
всегда было...»
Однако фокус с деньгами — не единственное искушение, угото-
ванное хитроумной шайкой для московских жителей. На сцене воз-
никает необыкновенный магазин с женской одеждой и аксессуара-
ми, и это чрезвычайное событие настолько поражает не верящих в
чудеса зрителей, что они не замечают исчезновения главного мага,
который растаял в воздухе вместе со своим креслом. Раздача бес-
платной одежды, пропадающей после сеанса, является своеобраз-
ной метафорой психологии московского обывателя, уверенного в
своей защищенности от внешнего мира и даже не предполагающего
о том, что и он находится во власти обстоятельств. Этот тезис под-
тверждается на примере ситуации с «почетным гостем» Семплеяро-
вым, рьяно требующим «незамедлительного разоблачения» всех по-
казанных ранее фокусов. Нисколько не стушевавшийся в этой си-
туации Фагот незамедлительно «выкладывает» достопочтенной
публике поднаготную важного господина с его многочисленными
изменами и злоупотреблениями служебным положением. После по-
лученного «разоблачения» обескураженный деятель культуры ста-
новится «деспотом и мещанином», получая вдобавок удар зонти-
ком по голове.
Все это немыслимое феерическое действо получает соответству-
ющее завершение под какофонию «урезанного» музыкантами мар-
ша. Довольные своими выходками Коровьев и Бегемот исчезают
вслед за Воландом, а ошеломленные москвичи расходятся по до-
мам, где их ожидают новые поводы для удивления...
Сцена в театре варьете является своеобразной моделью более
важного события романа — бала у Сатаны. И если одураченные
зрители олицетворяют собой лишь мелкие пороки, то позже мы
столкнемся с самыми великими грешниками всего человечества.















Copyright MyCorp © 2024
Информеры
  • Анекдоты про политику (9)
  • Пошлые анекдоты (39)
  • Разные анекдоты (44)
  • Какие форумы вы считаете наиболее интерессными? (9)
  • Что бы вы хотели видеть на нашем сайте? (63)
  • Яндекс.Погода

    Случайный анекдот
    Heгp стoит пьяный в дyпль, дepeвo oбнял и бopмoчeт:
    - Oхх, на poдинy хoчy...
    Pyсский пoдхoдит:
    - Hy чe, пoдсадить?
    Календарь
    «  Ноябрь 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930
    Мини-чат
    500
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Rambler's Top100