СИМВОЛИКА ЛУННОГО СВЕТА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, по мнению многих кри-
тиков, самое гениальное произведение XX века в русской литерату-
ре. Бесконечное множество смысловых пластов этого романа вклю-
чает и злободневную сатиру на окружающий писателя мир, и рас-
суждения о вечных этических проблемах. Автор создавал свое заве-
щание, активно используя наследие мировой культуры. Но тради-
ционные символы часто приобретали новый смысл в творчестве
Булгакова. Так произошло и с понятиями «тьмы» и «света», ассо-
циативно связанными со Злом и Добром. Привычная антитеза в ро-
мане трансформировалась: появилось противопоставление двух
основных астральных образов — солнца и луны.
Роман «Мастер и Маргарита» начинается с изображения мучений
от жары, испытываемых героями: Берлиозом и Бездомным — в пер-
вой главе, Пилатом — во второй. Солнце чуть не сводит с ума предсе-
дателя МАССОЛИТа (он жалуется на галлюцинацию), усиливает
страдания прокуратора Иудеи от приступа гемикрании. Более того,
«час небывалого заката» — это указание на время появления на Пат-
риарших прудах Сатаны. Удушающий зной четырнадцатого числа
весеннего месяца Нисана становится фоном казни Иешуа — страш-
ного греха Понтия Пилата. Жара оказывается символическим изо-
бражением адского пекла. Обжигающие лучи солнца напоминают о
расплате за содеянное зло. Лунный же свет не только облегчает стра-
дания, но и открывает истину. Не случайно в финале романа именно
с появлением луны на небосклоне «все обманы исчезли», «утонула в
тумане колдовская нестойкая одежда» Воланда и его свиты. Уже это-
го достаточно для вывода о предпочтительном отношении Булгакова
к отраженному лунному свету по сравнению с прямым солнечным.
Анализ проявления оппозиции «солнце — луна» на страницах рома-
на позволяет лучше понять некоторые стороны философии автора.
Этическая проблематика «Мастера и Маргариты» непосредст-
венно связана с Иешуа. С ним соотносится в произведении образ
«света». Но писатель настойчиво подчеркивает, что Га-Ноцри во
время допроса «сторонится от солнца», жгучие лучи которого несут
ему скорую гибель. В видениях Пилата проповедник идет по лун-
ной дороге. Отраженный свет вечного пути к Истине — это тот
свет, который предлагает нам Иешуа.
Основной принцип построения романа «Мастер и Маргарита» —
трехмерность. Каждое событие в одном из миров — историческом,
фантастическом или московском — находит отклик в других. У ер-
шалаимского проповедника был свой последователь в московском
мире (Мастер), но идеи добра и человечности не нашли понимания
среди живущих в XX веке. Следовательно, Мастера изгоняют в
царство темных сил. Он перестает быть членом советского общества
задолго до появления Воланда — с момента ареста. Создатель рома-
на о Пилате — единственный параллельный Иешуа образ. Однако
новый «евангелист» духовно слабее Га-Ноцри, и это отражено в
астральной символике.
Во время визита к Ивану Бездомному Мастер прячется даже от
81
лунного света, хотя постоянно смотрит на его источник. Появление
возлюбленного Маргариты у Воланда в лунном потоке подтвержда-
ет родство Мастера с Иешуа, но, по словам Левия Матвея, Мастер
заслужил покой, а не свет. Если говорить точнее, то он недостоин
именно лунного света, связанного с безостановочным движением к
Правде, потому что для Мастера это движение прервалось в момент
сожжения рукописи. Дарованный ему вечный дом освещают пер-
вые утренние лучи солнца или горящие свечи, и только в счастли-
вом сне Ивана Бездомного-Понырева, получившего Откровение
именно от Мастера, бывший «номер сто восемнадцатый» уходит со
своей спутницей к луне по дороге Иешуа.
Лунный свет содержит в себе элемент мрака, поэтому Булгаков,
осознающий единство сталкивающихся крайностей бытия, награж-
дает им за приближение к Истине. Упорствующий в своих заблуж-
дениях, ни во что не верящий Берлиоз в последний момент жизни
видит разваливающуюся на куски луну, поскольку так и не понял,
что Высшее знание лежит не в грубой эмпирической реальности,
доступной человеческому зрению. Зато переродившийся Иванушка
Бездомный, ставший профессором Института истории и философии
Поныревым, обретает счастье в своих возвышенных снах, исцеляю-
щих его память лунным наводнением.
Ученик Мастера сопоставлен с учеником Иешуа из историче-
ских глав романа. Но Левий Матвей стремится «наслаждаться го-
лым светом», поэтому он глуп, по выражению Воланда. Обращаясь
к солнцу как к Богу в сцене казни учителя, обещая людям возмож-
ность «смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл», Левий де-
монстрирует неспособность к восприятию диалектических противо-
речий и претендует на обладание Истиной, тогда как цель
Иешуа — ее поиск. В силу фанатизма и ограниченности Левий в
своих записях искажает слова Га-Ноцри, то есть распространяет
лжеистины. Не случайно бывший сборщик податей появляется пе-
ред Воландом на каменной террасе в тот момент, когда зажглось
«изломанное ослепительное солнце».
Так же как Иешуа, который не является воплощением Абсолю-
та, Воланд не только «дух зла и повелитель теней». Он олицетворя-
ет начало, гармонизирующее крайности, в его «ведомство» входят и
свет и тьма, причем сам он не склоняется ни к одному из полюсов.
Уже внешний облик Воланда рисуется Булгаковым с явной целью
подчеркнуть диалектическое единство противоположностей. Пра-
вый глаз Сатаны — «с золотою искрой на дне», а левый — «пустой
и черный... как вход в бездонный колодец всякой тьмы и теней».
«Золотая искра» прямо ассоциируется с солнечным светом: в сцене
на каменной террасе глаз Воланда горел точно так же, как солнце в
окнах домов, «хотя Воланд был спиною к закату». Тьма сочетается
в этом образе и с ночным светом: в финале повод коня Сатаны —
лунные цепочки, шпоры всадника — звезды, а сам конь — глыба
мрака. Такое изображение дьявола указывает на близость воззре-
ний Булгакова к богомильскому дуализму, признающему сотрудни-
чество Бога и Сатаны, что отличается от концепции официального
христианства о непримиримой борьбы двух начал.
Явственно соотносится с луной главная героиня романа. «Свет-
82
лая королева Марго» возникает в потоке разлившейся лунной реки
в снах Понырева. С желтыми цветами на черном фоне пальто она
появляется в воспоминаниях Мастера, когда тот видит золотую лу-
ну на ночном небе. Даже имя героини ассоциируется с лунным све-
том: Маргарита означает «жемчужина*, цвет которой серебристый,
матово-белый. С луной связаны все похождения Маргариты в обра-
зе ведьмы, лунный свет ее приятно согревает. Непрекращающийся
поиск — вначале настоящей любви, затем — потерянного возлюб-
ленного — равноценен поиску Истины. Значит, Любовь открывает
Знание, лежащее за пределами земной реальности.
Это знание скрыто от большинства жителей Москвы и Ершалаи-
ма. Луны они не видят. Оба города ночью залиты искусственным
освещением. Горят фонари на Арбате, сияет электричеством бес-
сонный этаж одного из московских учреждений, спорят с луной
два огромных пятисвечья над ершалаимским храмом. Это верный
знак того, что ни Иешуа, ни Мастер не могут быть поняты своим
окружением.
Реакция персонажа на лунный свет выявляет наличие у него ду-
ши и совести. Понтий Пилат выстрадал возможность пойти по лун-
ной дороге, искупив свой грех веками душевных терзаний. Нестер-
пимая тоска, вызванная неясной самому прокуратору мыслью о бес-
смертии, связана с раскаянием и чувством вины, не уменьшенными
светом двенадцати тысяч лун. Бессовестный Иуда из искусственно
освещенного Ершалаима попадает под тень деревьев, где получает за-
служенную кару, так и не оставшись наедине с луной, не задумав-
шись о совершенном предательстве. Не понимает знаков, посылае-
мых позлащенной луной, Берлиоз, у которого нет души, потому что
нет веры. Раздумья о жизни к поэту Рюхину приходят в час начина-
ющегося рассвета, когда ни луны, ни солнца на небе нет. Не трону-
тые смыслом и не согретые чувством стихи Рюхина бездарны. Вне
философской символики света находится бесстрашный воин Марк
Крысобой. Он не страдает от жары, при первом появлении закрывает
собой солнце, факел в его руках перебивает свет луны, которую ищет
глазами измученный прокуратор. Это живой автомат, находящийся
вне сферы действия природных сил, подчиняющийся только прика-
зу, заслоняющему Истину. Жалкими жертвами луны становятся те,
чья жизнь пуста и бессмысленна: плачет в полнолуние Жорж Бенга-
льский, напивается «до ужаса» в компании только «с полной луной»
Никанор Иванович Босой, нелепо ведет себя Николай Иванович.
Таким образом, используя символику лунного света, Булгаков
углубляет характеристику персонажей, проясняет авторское отно-
шение к героям, облегчает читателю постижение философского
смысла произведения.