«_ Я — ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ, ЧТО ВЕЧНО ХОЧЕТ ЗЛА
И ВЕЧНО СОВЕРШАЕТ БЛАГО»
Но в этом мире случайностей нет,
И не мне сожалеть о судьбе...
Б. Гребенщиков
Несколько слов эпиграфа бывают, как правило, призваны на-
мекнуть читателю на что-то особенно важное для автора. Это может
быть и историческое значение изображаемого, и специфика худо-
жественного воплощения, и глобальная философская проблема, ре-
шаемая в произведении.
Эпиграф романа «Мастер и Маргарита», по сути дела, является
краткой формулировкой основной идеи дальнейшего повествова-
ния, заключенной в констатации бессилия человека перед высшим
законом судьбы и неизбежностью справедливого воздаяния всем
живущим относительно их мыслей, эмоций и поступков.
Сам же роман со всеми его сюжетными линиями и их причудли-
выми поворотами, множеством совершенно разных героев, контра-
стными пейзажами и импрессионистичными рассуждениями о ме-
лочах повседневности превращается в развернутое, детальное ис-
следование и подтверждение «первоначальной гипотезы». При этом
образы, возникающие в сюжетно-философской картине романа,
вписываются в нее столь органично, что не возникает сомнений в
их достоверности.
Во всех аспектах существования, представленных в романе,
идея фатализма и всеобщей «подсудности», заявленная в эпиграфе,
постоянно доказывается фактически, меняя свой художественный
и сюжетный облик в зависимости от задействованных образов.
Так, Бездомный, отказавшийся принять логику зависимости со-
бытий человеческой жизни от фактора судьбы, изложенную Волан-
дом в самом начале романа, вскоре сам стал ее жертвой.
Другое доказательство подчиненности поворотам судьбы возни-
кает из многочисленных предсказаний будущего людей как следст-
вия их прошлого и настоящего и игнорирование их большинством.
Ярким примером тут служит предсказание смерти Берлиоза в дета-
лях, психушки для Бездомного или разговор об «истине* и «доб-
рых людях» между Иешуа и Понтием Пилатом. В то же время на
самого разного рода надувательства люди крайне охотно «покупа-
лись». «Сеанс черной магии с полным ее разоблачением» в варьете,
дурачества Коровьева и Бегемота в Грибоедове, отправка в Ялту
Степы Лиходеева и многое, многое другое, устроенное свитой Во-
ланда для увеселения их господина, вызывало среди людей больше
интереса и удивления, чем проявление вселенских закономерно-
стей.
В отношении «высоких чувств» тоже существует система объек-
тивной оценки. Система эта, при всей своей справедливости, не ща-
дит, однако, человеческих мелочных слабостей. «Без драм, без
драм!» — говорит раздраженный Азазелло Маргарите в Александ-
ровском саду, меньше всего задумываясь о ее переживаниях. Ис-
тинное искусство также было оценено по достоинству. Тут выясня-
88
ется, что люди не в состоянии даже придумать достойную награду,
что она неизбежна, как и наказание, и имеет те же источники.
«Исполнитель» в лице Азазелло в результате вынужден предлагать
эту награду так, чтобы не было вообще никакой возможности отка-
заться.
Носителем и воплощением идеи бесстрастного судьи в романе
выступает Воланд. Он имеет право наказывать и награждать, опре-
делять соразмерность причины и следствия, учитывая индивидуа-
льность героев или ее отсутствие. Такие, как Маргарита, эти испы-
тания выдерживают; такие, как Римский, Варенуха, Аннушка, Ти-
мофей Квасцов и многие другие, — нет...
Манера поведения Воланда происходит отнюдь не от «доброты
душевной 9. Он сам подвластен закону, вершителем которого явля-
ется, только в значительно меньшей степени, чем все другие персо-
нажи. «Все будет правильно, на этом построен миро, — говорит он,
намекая на то, что и судьба Сатаны должна в итоге вписываться в
это построение.
Исполнение желания Маргариты о прощении Фриды — неожи-
данное исключение, случайность непредусмотренная и малозначи-
тельная — свидетельствует о том, что даже дьявол яе способен
предвидеть все.
Преимущество Воланда в его признании верховенства закона
жизни над всеми и соответствующей опенке своих возможностей,
Отсюда и некоторая афористичность речи и непререкаемо-утверди-
тельные интонации. Его реплики звучат как аксиомы: «— никогда
и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто
сильнее вас, сами предложат и сами все дадут», «...зачем же гнать-
ся по следам того, что уже окончено?»
В итоге становится очевидно, что философская сущность эпи-
графа, рассмотренная со многих различных позиций в действии ро-
мана, получила фактическое подтверждение в эпилоге. Факты,
явившиеся результатом «исполнения приговора» (покой Мастера и
Маргариты, освобождение Пилата, переоценка ценностей Бездом-
ным, переполох среди московских обывателей), лучше всего дока-
зывают верность мысли, заключенной в строках эпиграфа.