МОЙ ЛЮБИМЫЙ РОМАН — «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
М. А. БУЛГАКОВА
...так кто ж ты, наконец?
— Я — часть той силы, что веч-
но хочет зла и вечно совершает
благо.
И. В. Гете. «Фауст»
Вечерняя Москва... Прогуливаясь у Патриарших прудов, я за-
мечаю, что и сегодня, как много лет тому назад, «небо над Москвой
как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте пол-
ная луна, но еще не золотая, а белая»; оглядываясь вокруг, я вижу
суетящихся людей, и оживают строки из романа: «Однажды вес-
ною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших
прудах...» Не знаю почему, я жду, что сейчас появится человек в
клетчатом пиджаке и заведет со мной разговор, напоминающий
тот, который очень удивил Берлиоза и Бездомного — героев романа
М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Эту книгу я перечитывала несколько раз, и сегодня у меня
вновь возникло желание вспомнить ее, поразмышлять над ее героя-
ми, их судьбами.
В истории человечества, особенно в переломные моменты, идет,
порой невидимая на первый взгляд, ожесточенная борьба между
высшим проявлением человеческого духа — честью, долгом, мило-
сердием и трусостью, предательством, низостью.
Трудно человеку обрести в это время истинные нравственные
ориентиры.
На помощь приходит друг — хорошая, умная книга. В России
всегда жила мечта о Великой Книге, которая поможет преобразить
мир. На протяжении многих веков русских писателей волновали
вечные нравственные проблемы: добро и зло, вера и безверие,
жизнь и смерть, любовь и ненависть.
Творчество Булгакова впитало в себя высокие гуманистические
традиции русской литературы и явилось глубоким обобщением че-
ловеческой мысли и тревожных исканий. «Мастер и Маргарита» —
удивительная книга, открытая для всех, кому не безразлична судь-
ба человечества, кто ставит перед собой извечные вопросы: зачем
человеку дается жизнь и как он должен распорядиться этим Божь-
им даром.
В основе романа — евангельская история Иисуса Христа, в ко-
торой автора интересует не столько религиозный аспект, сколько
нравственный, человеческий.
Понтий Пилат — пятый прокуратор Иудеи, в лице которого
говорит власт/ь Рима, человек «в белом плаще с кровавым подбо-
ем». Его жизнь скудна, так как он потерял веру в людей. Проку-
ратор одинок, ему не с кем поделиться своими переживаниями.
Он обречен на бессмертие, это неоспоримо. Имя его останется в
веках, тогда как имена его предшественников умерли в человече-
ской памяти. Но это не то бессмертие, какое Понтий Пилат мог
бы пожелать себе, он прославился не подвигами на поле брани, не
мудростью политика. Этот грозный властитель ненавидит свое бес-
96
смертие и неслыханную славу. Его имя стало проклятием, симво-
лом трусости, неразрывно связанным с именем погубленного им
человека.
«Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» —
это слышал во сне Понтий Пилат слова Иешуа. Ему становится
жалко обвиняемого, он старается намекнуть Га-Ноцри, как отве-
чать на допросах, чтобы спасти свою жизнь. Прокуратор чувствует
страшную раздвоенность: то кричит на Иешуа, то, понизив голос,
доверительно спрашивает о семье, о Боге, советует помолиться.
Понтий Пилат так и не сможет спасти осужденного, потом он будет
испытывать страшные муки совести, потому что нарушил нравст-
венный закон, защищая закон гражданский. Трйгедия этого чело-
века в том, что он верный служитель власти и не способен изме-
нить ей. Он хочет спасти врача, снявшего у него головную боль, но
преступить цепи рабства выше его сил.
«Врач», «философ», носитель мирных проповедей, Иешуа ве-
рил, что «злых людей нет на свете», есть несчастливые, что всякая
власть является насилием над людьми, то есть миром должны пра-
вить не зло, а добро, не вера, а истина, не власть, а свобода. И пе-
ред лицом мучительной смерти он остался тверд в своей гуманисти-
ческой проповеди всеобщей доброты и свободомыслия.
И если бы Булгаков только ограничился евангельским сюже-
том, то, узнав много нового и поучительного из истории христиан-
ства, мы не смогли бы в полной мере уяснить мысль о незыблемо-
сти человеческих ценностей. Но роман дает нам, читателям, удиви-
тельную возможность связать далекие годы прокуратора Понтия
Пилата и вчерашний (сегодняшний) день, ибо сочетает в себе и биб-
лейские главы, и повествование о событиях тридцатых годов, труд-
ном и противоречивом времени нашей страны.
Прошло много лет с того ужасного периода сталинских репрес-
сий, гонений на личность, но со страниц романа Булгакова пред-
стают люди, судьба которых была искалечена тем страшным време-
нем, когда истинному таланту трудно было пробиться, как это про-
изошло с Мастером. Воздух тридцатых годов, атмосфера страха ко-
нечно же присутствовала на страницах романа, вызывая удручаю-
щее впечатление.
Особенно поражает сцена в театре, когда Воланд разбрасывает
купюры (естественно, фальшивые) и «переодевает» собравшихся
зрителей. Это уже не люди, а какое-то подобие людей, которые, по-
теряв человеческое лицо, забыв обо всем на свете, хватают дрожа-
щими руками эти ассигнации.
Остается только сожалеть, что не нашлось иной силы, кроме Во-
ланда и его шайки, которая могла бы противостоять всему тому
темному, злому, что было и есть, к сожалению, в этом мире.
Впервые встречаясь с Мастером, мы вместе с поэтом Иваном
Бездомным отмечаем его беспокойные глаза — свидетельство ка-
кой-то тревоги в душе, драмы жизни. Мастер — человек, чувствую-
щий чужую боль, способный творить и мыслить нестандартно, но в
соответствии с официальным мнением. Но мир, куда представляет
свое детище писатель, служит не истине, а власти. Невозможно за-
быть, как Мастер — жертва доноса — приходит к окнам подваль-
4-3959 97
чика, где играет патефон. Приходит в пальто с оборванными пуго-
вицами и с нежеланием жить и писать. Мы знаем, что пуговицы
срезали при аресте, поэтому легко можем объяснить себе душевное
состояние героя.
Булгаков имел слишком много оснований сомневаться в том,
что все люди добры, как считал Иешуа. Страшное зло принесли
Мастеру Алоизий Могарыч и критик Латунский. И Маргарита
оказалась в романе плохой христианкой, так как мстила за зло,
правда, по-женски: побила стекла и разгромила квартиру крити-
ка. И все же милосердие для Булгакова выше отмщения. Марга-
рита громит квартиру Латунского, но отвергает предложение Во-
ланда его уничтожить. Фантастический поворот дела позволяет
автору развернуть перед нами целую галерею весьма непригляд-
ных персонажей. Сатана Воланд карает за безверие, бездухов-
ность, беспринципность, но в то же время возвращает с помощью
своей свиты порядочность, честность и жестоко наказывает зло и
неправду.
Да, мир труден и порой жесток. Так же нелегко складывается и
жизнь Мастера. Не заслужил он и света, а только покой в мире те-
ней. Он не пошел, подобно Иешуа, на Голгофу за свою истину. Не
сумев побороть это многоликое зло в окружающей его жизни, он
сжигает свое любимое детище. Но, к счастью, «рукописи не горят».
На земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев,
бывший Бездомный; на земле остался роман, которому суждена
долгая жизнь. Настоящее искусство бессмертно, всесильно.
А любовь? Разве это не всепоглощающее чувство? Тем, кто разу-
верился в любви, Булгаков внушает надежду. Маргарита заслужи-
ла вечную любовь. Она готова на сделку с Воландом и становится
ведьмой ради любви и верности Мастеру. «Я погибаю из-за любви.
Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы узнать, жив Мастер
или нет», — говорит Маргарита. Выбор ее пути самостоятелен и
осознан.
Почему роман назван «Мастер и Маргарита»? Булгаков считал,
что творчество, дело, любовь — основа человеческого бытия. Глав-
ные герои произведения являются выразителями этих убеждений
автора. Мастер — творец, человек с чистой душой, поклонник кра-
соты, он не мыслит своей жизни без настоящего дела. Любовь пре-
образила Маргариту, дала ей силу и мужество на совершение по-
двига самопожертвования.
И Булгаков вместе со своими любимыми персонажами утверж-
дает веру среди безверия, дело среди безделия, любовь среди равно-
душия.
Если бы сейчас появился этот необычный человек, я бы ему
сказала, что, пока у человека есть совесть, душа, способность кая-
ться, милосердие, любовь, желание искать истину, открывать ее и
идти за нее на Голгофу, все будет так, как надо, все будет прави-
льно.
А над миром все так же плыла луна, правда, теперь она была
«золотая с темным коньком — драконом».
Все так же куда-то спешили люди.